Обсуждают в коллекции

Фильм «Фонтан» 81


Тёрка в тагах


Сейчас обсуждают

sophiaivy → E3 11
sophiaivy → Е3 6

Друзья

Его(15) Общие(0) Хотят дружить(0)


  • but1k

  • DeDMaxopka

  • DiamonD-126

  • GreenStyle

  • katehon

  • MaN1MaN

Ещё →

Враги

Его(60) Общие(0) Обиженные(13)


  • 20176

  • 39644

  • 70470

  • 97204

  • Alekceu

  • Aliens13

Ещё →

На странице: 24 48 96

Большая Тёрка / Мысли /

Личная лента

фото

Savenko

хорошее
Портрет жителя

Агрессия и депрессия

психология

Прочитав, что фактически любой вид негативного аффекта имеет тенденцию активизировать агрессивные побуждения и рудиментарное переживание гнева, прежде чем субъект успевает хорошо осмыслить происходящее, некоторые заявят: «Этого не может быть. Человек не будет сердиться и не будет агрессивным, когда он печален или находится в подавленном настроении». И все же, вопреки тому, что думают многие люди, печаль и депрессия, несомненно, могут порождать чувство гнева, враждебные мысли и агрессивные тенденции.

Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль»

Истинное преображение

дзэн

Рёнан посвятил свою жизнь изучению Дзен. Однажды он услышал, что его племянник, несмотря на увещевания родственников, тратит деньги на куртизанок. Поскольку племянник занял место Рёнана в управлении семейным имуществом и благосостояние семьи оказалось в опасности, родственники обратились к Рёнану с просьбой что‑то предпринять.
Рёнан отправился в долгий путь, чтобы навестить племянника, которого он не видел много лет. Казалось, племянник рад был снова увидеть дядю и пригласил его остаться переночевать.
Всю ночь Рёнан сидел в медитации. Когда утром он собрался уехать, он сказал юноше:
«Я уже стар. руки мои дрожат. Не поможешь ли ты завязать мне шнурки на сандалиях?»
Племянник охотно помог ему.
«Спасибо,- сказал Рёнан.- Ты видишь,человек стареет и слабеет день ото дня. Береги себя.»
И Рёнан уехал, ни слова не упомянув о куртизанках или жалобах родственников.
Но с этого дня племянник прекратил беспутную и расточительную жизнь.

Ребенок спрашивает о смерти

дзэн

Однажды вечером, после долгой болезни умерла черная кошка с белым хвостом, которая
жила в Кембриджском Дзен центре. Семилетняя дочка одного из учеников Сеонг Сана Соен-
са была опечалена смертью. После похорони пения АМИТА БУДДЫ она пришла к Соен-са
для разговора.
Соен-са сказал: "У тебя есть какие-нибудь вопросы?"
Гита сказала: "Да. Что случилось с Катци? Куда она ушла?"
Соен-са сказал: "Откуда ты пришла?"

читать далее

"Из живота моей мамы".
"Откуда пришла твоя мама?"
Гита молчала.
Соен-са сказал: "Все в этом мире приходит из одного и того же. Это как кондитерская
фабрика. Много разных видов производится - львы, тигры, слоны, дома, люди. Они все
имеют разную форму и разные названия, но все они сделаны из одного и того же теста и
одинаковы на вкус. Поэтому все различные вещи, которые ты видишь - кошка, человек,
дерево, солнце, этот пол - все эти вещи в действительности одно и то же".
"А что они такое?"
"Люди дают им много различных названий. Но сами они не имеют имен. Когда ты думаешь,
то все вещи имеют разные названия и разные формы. Но когда ты не думаешь, то все вещи -
одно и то же. Нет слов для них. Люди делают слова. Кошка не скажет: "Я кошка". Люди скажут:
"Это кошка". Солнце не скажет: "Мое имя - Солнце". Люди скажут: "Это Солнце". Поэтому,
когда кто-нибудь спросит тебя: "Что это?" Как тебе следует ответить?"
"Мне не нужно пользоваться словами".
Соен-са сказал: "Очень хорошо! Тебе не следует пользоваться словами. Поэтому, если кто-
нибудь спросит тебя: "Что есть Будда?" Какой будет хороший ответ?"
Гита молчала.
Соен-са сказал: "Теперь ты спроси меня".
"Что есть Будда?".
Соен-са ударил по полу.
Гита засмеялась.
Соен-са сказал: "Теперь я спрашиваю тебя: "Что есть Будда?""
Гита ударила по полу.
"Что есть Бог?"
Гита ударила по полу.
"Что такое твоя мама?"
Гита ударила по полу.
"Что есть ты?"
Гита ударила по полу.
"Очень хорошо! Именно из этого созданы все вещи в мире. Ты, и Будда, и Бог, и твоя мама и
целый мир, все это - одно и тоже".
Гита улыбнулась.
Соен-са сказал: "У тебя есть еще какие-нибудь вопросы?"
"Вы все еще не сказали мне, куда ушла Катци".
Соен-са наклонился вперед, посмотрел ей в глаза и сказал: "Ты уже понимаешь".
Гита сказала: "О!" и ударила по полу очень сильно. Затем она засмеялась.
Соен-са сказал: "Очень, очень хорошо! Именно так ты должна отвечать на любой вопрос. Это
истина".
Гита поклонилась и вышла. Открывая дверь, она повернулась к Соен-са и сказала: "Но я не
собираюсь отвечать таким образом в школе. Я буду отвечать как нужно!"
Соен-са засмеялся.

Посыпание Будды пеплом
Учение Дзен Мастера Сеонг Сана

В руках судьбы

дзэн

Великий японский воин по имени Нобунага решил атаковать противника, хотя врагов было в десять раз больше. Он знал, что победит, но солдаты его сомневались.
По дороге он остановился у синтоистской святыни и сказал своим людям:
«После того, как я навещу святыню, я брошу монетку. Если выпадет орел- мы победим, если решка- проиграем. Судьба держит нас в руках.»
Нобунага вошел в святыню и молча помолился. Войдя, он бросил монетку. Выпал орел. Его солдаты так рвались в бой, что легко выиграли битву.
«Никто не может изменить судьбу,»- сказал ему слуга после битвы.
«Конечно нет,»- ответил Нобунага. показывая ему монетку, у которой с обеих сторон был орел.

9 комментариев

Врата рая

дзэн

Солдат по имени Нобусиге пришел к Хакуину и спросил: «Правда ли, что есть рай и ад?»
«Кто ты?»- спросил Хакуин.
«Я — самурай,»- ответил воин.
«Ты — солдат! — воскликнул Хакуин.- Что за начальник держит тебя в своем войске? У тебя лицо, как у нищего.»
Нобусиге так рассвирепел, что начал вытаскивать свой меч, но Хакуин продолжал:
«У тебя есть меч! Но, наверное, он слишком туп, чтобы снести мне голову.»
Когда Нобусиге вытащил меч, Хакуин заметил:
«Тут открываются двери в ад.»
При этих словах самурай, почувствовавший себя учеником мастера, вложил меч в ножны и поклонился.
«Здесь открываются врата рая,»- сказал Хакуин.

3 комментария

Все - лучшее

дзэн

Когда Бандзан шел по рынку, он услышал разговор между покупателем и мясником.
«Дай мне самый лучший кусок мяса,»- сказал покупатель.
«Все, что есть у меня в лавке — лучшее,- ответил мясник.- Ты не сможешь найти кусок мяса, который не был бы самым лучшим.»
При этих словах Бандзан обрел просветление.

Визитная карточка

дзэн

Кейгу, великий дзенский учитель Эры Мэйдзи, стал главой Тофуку, кафедрального собора в Киото. Однажды правитель Киото навестил его в первый раз. Его слуга вручил визитную карточку правителя, на которой было написано:«Китацаки, правитель Киото.»
«Я не имею дела с такими людьми,- сказал Кейгу слуге. — Скажи ему, пусть уходит отсюда.»
Слуга с извинениями вернул карточку.
"Это моя ошибка,- сказал правитель и карандашом зачеркнул слова «Правитель Киото».
«Спроси учителя снова».
«О, это Китацаки?- воскликнул учитель, когда увидел карточку,- я хочу видеть этого человека!»

Письмо умирающему

дзэн

Басе написал следующее письмо одному из своих учеников, который был близок к смерти:
«Сущность твоего разума не была рождена и поэтому никогда не умрет. То, что тленно — не жизнь. Пустота — это не вакуум. У нее нет цвета, нет формы. Она не получает наслаждения от удовольствий и не страдает от боли.
Я знаю, ты очень, болен. Как хороший дзенский студент, ты мужественно встречаешь эту болезнь. Ты не можешь точно знать, кто страдает, но спроси себя:„Что является сущностью этого разума?“ Думай только над этим.Больше тебе ничего не надо. Не делай ничего. Твой конец, который не имеет конца, похож на хлопья снега, тающего в чистом воздухе.»

найти себя

мои мысли

Посвящается Цезарю Теруэлю, который, сам того не зная, вдохновил меня на эту писанину.

Найти себя

Вопрос «Кто я?» лежит в основании любого так называемого «духовного» поиска по той простой причине, что наличие у человека ответа на этот вопрос мгновенно прекращает любой поиск и отпускает любые вопросы.

Всё изложенное ниже описывает поиск своего существа через использование понятия «сознания», т.е. попытки описать своё Я как «Я есть сознание», «Я есть сознание самого себя», «Я есть сознание самого себя, существующее для осознания самого себя» и т.п.

Понятно, что Я – это не тело, которое непрерывно меняется и по сути представляет собой одно непрерывное движение молекул. Я – это не чувства, не мысли, не воспоминания, которые тоже меняются и составляют личность, социальный феномен, но не суть Я. А что тогда Я?

Мы пойдем от сложного и рационального к простому и нерациональному, поэтому если сначала изложение будет казаться сложным, то потом оно будет упрощаться. Или наоборот, если сначала будет понятно, дальше будет всё менее понятно.

Итак, вопрос 1: «Что такое сознание?»

Со-знание означает «разделённое знание», также как «со-чувствие», «со-переживание» означают разделение мной чувства другого человека либо разделение с ним его переживания.

Со-знание означает, что я разделяю моё знание с самим собой.

Читать далее

Что происходит, когда я хочу узнать, кто я? И задаю себе этот вопрос: «Кто я?» Происходит следующее: Я знаю, что Я хочу узнать, кто Я.

В этом процессе задействованы три Я: одно Я (субъект) хочет узнать другое Я (объект) и это желание наблюдается третьим Я.

Вопрос 2: «Что такое знание?»

Знание само по себе означает «отражение».

Если я хочу познать какой-то предмет, я его ощупываю, пробую на вкус, расчленяю, анализирую, исследую, собираю эти части обратно в целое, чтобы создать его образ (образ изучаемого предмета) в моей голове. Образ, содержащий основные, существенные свойства этого предмета.

После исследования предмета, я описываю его словами, понятиями. Я создаю концепцию, историю, рассказывающую, что за предмет передо мной.

Спрашивается, могу ли я таким способом познать себя? Удовлетворит ли меня такая «история» самого себя? Конечно, нет. Потому что такое описание будет внешним, как и любое другое описание. Следовательно, для того чтобы действительно познать себя (узнать, кто я), я должен слиться с собой, стать собой, а не просто описать внешне. Значит, поиск себя не может осуществляться с помощью мысли, а концепции не помогут завершить поиск, они могут только его продолжить.

Вопрос 3: «Как я могу стать собой?»

Для того чтобы слиться и познать себя, нужно отбросить все три Я по очереди. Для того чтобы их отбросить, нужно понять, откуда и зачем они приходят, где их начало. Тогда, придя к их началу, мы избавляемся от них.

Идём с обратного: с того Я, которое по времени, по хронологии возникает в жизни последним. Откуда появляется то третье Я, которое осознаёт это противопоставление субъекта, желающего познать объект?

Сознание появляется вместе с языком, с речью. Сознание существует в форме ума, в форме мысли, когда я думаю о чём-то. Мысли – это речь, это слова. Когда человек о чём-то думает, он проговаривает про себя слова.

Кроме того, между мыслями существуют промежутки, которые также находятся в уме.

Совершенно неверно считать, что если нет мыслей в голове, а есть только тишина, то эта тишина – это отсутствие ума, что это – не ум. Эта тишина также есть ум, только это спокойный ум, пустой. Это промежутки между словами.

Для того, кто не знает мыслей, нет тишины. Животные или маленькие дети не различают тишины и мыслей, т.к. для того чтобы их различить, нужно иметь отдельный опыт мыслей и тишины.

Также как у слепого с рождения человека нет понятия о тьме, так как он не знает света.

Если сравнить рябь или волны на поверхности воды с мыслями, а водную гладь, когда вода спокойна и нет волн, - с тишиной, с покоем, то волны и гладь – это одно и то же, та же вода. Волны – это одно состояние воды (бурная вода), водная гладь – другое состояние той же самой воды (спокойная вода). Есть беспокойный ум (с мыслями, с внутренним диалогом) и есть спокойный ум без внутреннего диалога.

Когда ум тих, третье Я как бы спит, оно не двигается и не заслоняет собой два других Я. В этом случае остаются активными только два Я: субъект и объект. Между ними есть отражение: субъект просто отражает объект, смотрит на него, слушает и т.п. Но нет осознания этого взаимодействия, нет мыслей, есть просто отражение. Есть ощущения, есть восприятия, есть наблюдение, есть действия, но нет концепций, понятий, мировоззрений, интеллекта. Мы опускаемся на уровень животного или маленького ребенка, не обладающего еще понятиями.

Так может наблюдать кот, или тигр, или лягушка. Если что-то пробежит мимо, он схватит это, но без всякого волнения, без намерения, без ожидания.

Можно чувствовать покой, тишину, но если в данном состоянии спросить себя: «Кто осознает, кто чувствует тишину, кто её знает?», попадёшь в ловушку. Потому что задавая любой вопрос, возвращаешься на уровень ума, активируешь третье Я. Вопросы может задавать только ум и отвечать на вопросы ума может только ум. Тогда возникает ответ, возникают мысли и возвращаются концепции. Работа ума возвращает весь процесс к исходной точке. Так может повторяться бесконечно.

Хотя ответ на вопрос: «Кто осознаёт тишину?» появится, и это будет ответ типа: «Тишина осознаёт сама себя, а больше там никого нет. Поэтому я и есть эта тишина». Но это не верный ответ. Здесь нет настоящего постижения Я. Это лишь концепция, ошибка и ловушка ума.

Если вернуться к аналогии с волной, то в покое, в тишине, в отсутствии мыслей, есть только водная спокойная гладь. Потом идет волна, мысль: «А кто здесь? Что происходит? Кто осознает покой?» Как только пошла волна, нет покоя. Но человек вспоминает, что до волны был покой, была гладь и говорит: «Да, здесь только что была тишина». А волна говорит: «А сейчас на этом месте я, значит я и есть этот покой. Вау, классно!».

Человек способен успокоить свой ум, но он еще не стал собой, это еще далеко не конец.

На этой стадии начинаются фантазии: «О, я понял, я есть этот покой, я есть вечное сознание, осознающее само себя для себя! Я есть бог, я бессмертен, я есть свет, вечность…» и прочая ахинея ума.

Вопросы не приводят к окончанию поиска, они приводят только к видимости такого окончания, потому что поиск еще не закончен. Когда остаются только два Я (объект и субъект), поиск нужно продолжать. Опять же по аналогии с волной: когда поверхность ума спокойна, нужно смотреть вглубь воды, в толщу воды. Тогда поиск приобретает новое направление: не на поверхности воды ты останавливаешь волны и играешь с ними, а идёшь внутрь, в вертикальном направлении, к центру.

Дальше всматриваешься вглубь себя, не задавая себе никаких вопросов, просто всматриваешься, используя все свои способности: видеть, слышать, ощущать, воспринимать, дышать, всё направлено вглубь, внутрь, в толщу себя.

Вспоминаешь, представляешь, ощущаешь, кем ты был до ума, до понятий, до рождения, до зачатия, когда не было ничего из того, что способно меняться: не было тела, не было ощущений, не было эмоций, не было звуков, не было тишины. А было то, из чего всё это потом возникло.

Когда погружаешься вглубь, постепенно понимаешь, что погружаться некуда. Так как кроме этого, кроме этой глубины самой по себе, ничего больше нет и никогда не было. Тогда субъект объединяется, сливается с объектом. Тогда остаётся одно Я, которое больше не Я.

Потому что когда ты погружаешься, ныряешь в эту воду, когда ты в глубине, в воде, нет больше ничего, кроме воды. Там нет никакого Я.

Всё есть одно. И это всё не имеет имени. Можно назвать это «дао», «татхагата», «это» или «говно на палочке» или «богом» - это вообще не имеет никакого значения, т.к. больше, кроме этого, ничего нет. А все значения, понятия нужно только тогда, когда есть что-то ещё, когда есть два предмета. Также как Робинзону не нужны слова на острове, т.к. кроме него там никого нет и слова – это просто лишнее. Нет слов, нет мыслей, нет чувств, нет ощущений, нет ума, нет субъекта, нет объекта, есть только….

Когда выходишь из этого состояния снова во внешний мир и видишь всё вокруг, тогда нельзя сказать, что предметы существуют или не существуют. Нельзя сказать, что всё, что ты видишь это иллюзия или реальность. Это и то, и другое. Грубо говоря, всё вокруг – это движение энергии, движение атомов, молекул. А исходит всё из той силы, которая даёт начало этому движению. То есть форма предмета – видимость, она не реальна, сущность предмета – энергия, она реальна. Но сам предмет – это и форма, и суть, одно неотрывно от другого.

Но на самом деле, эта аналогия с движением не совсем верная, потому что движение – это тоже иллюзия. То, что есть всё (это «Дао», это «нечто»), оно никуда не движется, оно просто есть. Оно не осознаёт себя или вообще что бы то ни было, оно ничего не делает.

Вот на этой стадии слова типа «Я есть сознание, которое осознаёт само себя» ничего, кроме дикого смеха, вызвать не могут. Потому что сознание в принципе не может осознать себя, как и глаза не могут увидеть себя. Сознание не существует без объектов, т.к. отражать ему нечего.

Движение – это иллюзия, потому что мы воспринимаем все явления, всё происходящее в жизни, последовательно. Светофор сначала красный, затем жёлтый, затем зелёный. Но ещё до того, как загорелся зелёный, этот «зелёный» уже был там, в светофоре. Иначе он бы и не мог появиться.

Это можно представить как аналогию с алмазом или каким-то кристаллом. Если Дао – это огромный кристалл с миллиардами граней, где каждая грань – это какой-то отдельный момент существования, то всё движение мира – это последовательное переливание этих граней, это такая игра света на этом алмазе.

Как говорил Догэн, дрова не превращаются в золу, а зола - в пепел. Дрова – это одно, а зола – это другое. Каждое мгновение существует само по себе и все мгновения существуют одномоментно. Просто они проявляются по очереди.

Поэтому в желаниях по сути нет смысла, т.к. то состояние, которое мы можем пожелать, уже здесь. То есть на уровне тела, на уровне ума, явлений, желание имеет смысл, там всё остаётся по прежнему. Я понимаю, например, что еда – это хорошо для моего тела и без еды оно долго не протянет. Но на глубинном уровне Я приходит понимание бессмысленности желаний, т.е. я также понимаю, что еда нужна только для поддержания существования тела, а не сама по себе как ценность. То же самое происходит с предпочтениями, хорошее и плохое становится одним, а страдания существуют одновременно с удовольствием.

Всё, что может произойти уже здесь.

161 комментарий

Грязная дорога

дзэн

Тандзан и Экидо шли однажды по грязной дороге. Лил проливной дождь. Проходя мимо перекрестка, они встретили красивую девушку в шелковом кимоно и шарфе, которая не могла перейти через рытвину.
«Идем, девушка,»- сказал Тандзан сразу же. Он взял ее на руки и перетащил через грязь.
Экидо ничего не сказал и молчал до тех пор, пока они не подошли к храму. Больше он не мог сдерживаться и сказал: «Нам, монахам, надо держаться подальше от женщин, особенно от молодых и красивых. Они опасны. Зачем ты сделал это?»
«Я оставил девушку там, — сказал Тандзан.- а ты все еще тащишь ее?»

Пустая лодка

дзэн

Лин‑чи рассказывал: «Когда я был молодым, мне нравилось плавать на лодке; у меня была маленькая лодка: в одиночестве я отправлялся плавать по озеру и мог часами оставаться там.
Однажды я сидел с закрытыми глазами и медити¬ровал. Была прекрасная ночь. Какая‑то пустая лодка плыла по течению и ударилась о мою. Во мне поднял¬ся гнев!
Я открыл глаза и собирался обругать побес¬покоившего меня человека, но увидел, что лодка пус¬та. Моему гневу некуда было двигаться. На кого мне было его выплескивать? Мне ничего не оставалось делать, как вновь закрыть глаза и начать присматри¬ваться к своему гневу. В тот момент, когда я увидел его, я сделал первый шаг на моем Пути.
В эту тихую ночь я подошел к центру внутри себя. Пустая лодка стала моим учителем. С тех пор, если кто‑то пытался обидеть меня и во мне поднимался гнев, я смеялся и говорил: „Эта лодка тоже пуста“.
Я закрывал глаза и направлялся внутрь себя».

Притча от Ошо

ошо 

Дети играли на берегу реки. Они строили замки из песка, каждый ребёнок защищал свой замок со словами: «Это мой замок». Они держали свои замки отдельно и четко знали, чей замок кому принадлежит. Когда все замки были построены, один ребёнок пнул чей‑то замок и полностью его разрушил. Владелец замка рассвирепел и схватил этого ребёнка за волосы, ударил его кулаком и закричал: «Ты сломал мой замок. Все придите ко мне на помощь и накажите его так, как он того заслуживает!» Все другие дети пришли ему на помощь. Они били его палками, а потом топтали его ногами, когда он лежал на земле.
Они играли в эту игру с замками на песке, и каждый говорил: «Это мой замок. Никто другой не может владеть им. Осторожно, не прикоснись к моему замку».
Но наступил вечер, становилось темно, и все они думали, что пора возвращаться домой. Теперь больше никого уже не волновало, что станет с его замком. Один ребёнок встал на свой замок, другой толкнул свой обеими руками, потом они повернулись и отправились обратно домой, каждый в свой дом.

4 комментария