Эта книга, по сути, последовательное научное развенчание клерикальной теории творения якобы совершенного человека «по образу и подобию». И развенчание это вовсе не декларативно и не агрессивно, чем грешат многие подобные опыты — оно вполне доказательно в рамках спокойной интеллектуальной силы и максимальной осведомленности. Гари Маркус, профессор психологии Нью-Йоркского университета, всесторонне рассматривая базовые проявления высшей нервной деятельности человека на примерах и ситуациях, хорошо знакомых каждому, крайне убедительно доказывает наше эволюционное происхождение. И в каждой главе при каждом повороте темы выясняется, насколько несовершенен человек, насколько его тело и его мозг «сляпаны на коленке» из
подручных материалов: «Я далек от мысли, что «дизайн» человеческого мозга никуда не годится, но будь я политиком, непременно постановил бы считать его ошибкой природы. Цель этой книги — объяснить, какие именно ошибки были ею совершены и почему». Кстати, в русском переводе книга называется вполне корректно — «Несовершенный человек». В оригинале же название звучит совершенно непочтительно — «Kluge»
(клудж), т.е. нелепое, неуклюжее, но, тем не менее, на удивление эффективное решение проблемы. Такие решения хорошо знакомы людям рискованных профессий в экстремальных ситуациях, когда не до жиру, быть бы живу. Ярчайший пример: в апреле 1970 года на космическом корабле «Аполлон-13» начали отказывать фильтры CO2, и тогда, чтобы спасти людей, наземная команда сопровождения полета предложила некий их заменитель, сотворенный из пластикового пакета, картонной коробки, клейкой ленты и носка, что и спасло ситуацию и жизнь трех космонавтов. Как вспоминал позже один из попавших в беду астронавтов, Джим Ловелл: «Приспособление не блистало красотой, но оно работало». Именно таков, как доказывает нам Гари Маркус, и человек:
это не идеальный конструктивный образец, а продукт многих последовательных наслоений, когда на уже готовые структуры довольно неуклюже наращивались новые, соответствующие возрастающим требованиям меняющейся реальности. Итог предлагаемых читателю исследований, как и следовало ожидать, малоутешителен: «Наша память, будучи контекстуально зависимой, плохо приспособлена ко многим требованиям современной жизни, а наша система самоконтроля почти безнадежно разрегулирована. Наши наследственные механизмы формировались в другом мире, и наша современная рассуждающая система не выдерживает влияния прошлого. В каждой рассмотренной нами области, начиная с памяти и убеждений, принятия решений, языка, удовольствия, мы видели, что наш мозг, формировавшийся параллельно опережающему развитию технологий, далек от совершенства. Ни один из аспектов человеческой психологии не мог быть создан грамотным дизайнером, напротив,
единственный разумный способ определить их — это назвать остатками, пережитками прошлого, отходами эволюции». Таков, увы, диагноз ученого. И с ним не поспоришь. Основная посылка: мозг человека состоит как бы из двух уровней (отсюда и два уровня сознания, проявляющих себя буквально во всем): рефлекторная система примитивного доисторического человека и рациональная надстройка логически мыслящего современного homo sapiens. И все бы ничего, да вот одна беда: в неординарных опасных ситуациях, где необходимо принимать быстрые решения, не слишком расторопная рациональная часть нашего мышления, способная принимать оптимальные логические решения для долгосрочного блага, пасует перед более древними структурами, сиюминутная тактика выживания и желание получить удовольствие берет верх над
стратегическим планом жизни ( «… наши сиюминутные хотения и перспективные желания никогда не уживаются».). Примеры и приводить незачем, всем знакомы обещания, даваемые себе, начать новую жизнь с понедельника, бросить курить после этой последней сигареты, начать худеть после этого последнего пирожного и т.д. и т.п. Подобные решения и подобная модель поведения, к сожалению, прослеживается и в гораздо более серьезных и масштабных социальных коллизиях. Как часто наша память отказывает в самый нужный момент, мы подвержены массе психологических
эффектов (от «рамочного эффекта» до «якоря и корректировки» — кому интересно, подробно прочтет в книге), короче, наш мозг не всегда может выручить нас. Почему? Объяснение профессора не слишком обнадеживает: «Для того, чтобы действительно быть рациональными, мы как минимум должны принимать каждое решение не под влиянием спонтанных желаний, а с открытыми глазами, бесстрастно рассматривая плюсы и минусы. Увы, как мы увидим, вся тяжесть улик из физиологии и неврологии свидетельствует об обратном. Мы можем быть рациональными, если повезет. Но, как правило, это не так».
В увлекательных рассказах, научных и исторических экскурсах Гари Маркуса читатель не только узнает себя во множестве ситуаций и повседневных проблем, но и поймет, почему столь часто человек действует вразрез с собственными интересами, почему нельзя купить счастье и отчего все наши удовольствия столь скоротечны («Эволюция не позаботилась о том, чтобы мы были счастливы, она сделала нас ищущими счастья»), почему мы так упорно откладываем на завтра то, что разум подсказывает нам сделать сегодня, отчего мы столь легковерны в процессе получения информации, куда при этом девается наш скепсис и наша способность к анализу, почему столь эффективна
заведомая клевета, почему лидеры часто упорно следуют неправильным решениям, и почему мы на политических выборах предпочитаем знакомых персонажей, несмотря на то, что уже имеемнегативный опыт их руководства государством, отчего наш язык полон грамматических двусмысленностей и, тем не менее, мы практически всегда способны понять друг друга, а оптимально спроектированный эсперанто так и не ожил, оставшись мертвым языком для узкого круга любителей… И т.д., и т.д., и т.д.
В своем исследовании Маркус доказывает, что только эволюция — случайная и хаотичная— могла создать то сознание, которым мы обладаем, являя при этом «блестящий пример силы несовершенства». В то же время он — согласимся с аннотацией — предлагает удивительно эффективные способы перехитрить наш клудж в интересах и нас самих, и общества. Правда, для этого надо обладать недюжинной волей и уметь обуздывать в себе древнего человека, граничащего со зверем. Полагаю, книга доставит массу приятных минут любителям популярной психологической литературы высокого уровня. Всласть покопаться в себе, лежа на кушетке вне назойливого присутствия, по сути, равнодушного к нашим проблемам психотерапевта, к тому же совершенно бесплатно (за вычетом стоимости книги) — кому из заинтересованных читателей это может не понравиться?
Кристина КудряковаГари Маркус. Несовершенный человек. Случайность эволюции мозга и ее последствия. М.: Альпина нон-фикшн, 2011