Большая Тёрка / Мысли /
Это Манчкин (англ. Munchkin):
Манчкин (кот) - редкая американская порода короткошерстных кошек. Отличаются укороченными конечностями при нормальных остальных костях скелета.
Очень необычные кошки. При средней длине тела их лапки короче, чем у обычных кошек в 2-3 раза, из-за этой особенности их иногда называют таксами. Но внешним видом странности не ограничиваются. Тогда как обычные кошки, чтобы осмотреться, встают на задние лапки, манчкин садится на бедра и крепко упирается хвостом. В таком положении кошки могут находиться в течение довольно продолжительного времени, а свисающие по бокам коротенькие лапки придают сходство с кенгуру, что выглядит очень комично.
Произошла эта порода не в результате селекции, а из-за спонтанной мутации примерно в 30-х гг. прошлого века, во всяком случае именно в это время Европу будоражили сообщения о забавных коротколапых кошках, в 1953 году коротконогих кошек видели в Сталинграде. В Россию они добрались в 2001 году. Рождение манчкинов обусловлено наличием в их генотипе доминантного гена ахондроплазии. Если один из родителей имеет данный ген, то среди котят будет несколько коротконожек.
Их отличительные короткие лапы развивались в результате спонтанной доминантной мутации, которые иногда случаются с домашними кошками. Позвоночник остался незатронутым и сходным по форме и гибкости с другими домашними кошками. Короткие лапы не препятствуют подвижности или способности к выживанию. Порода развилась путем случайного появления линий домашних котов с укороченными конечностями и скрещивания с другими домашними кошками. Манчкины превосходные, интеллигентные и легкие в обращении кошки. Они могут быть как длинношерстными, так и короткошерстными.
Длина (MK): средняя.
Солиды (ровноокрашенные окрасы) могут иметь менее плотную шерсть.
Длина (ML): полудлинношерстная.
Текстура (MK): semi-plush, с хорошими защитными свойствами, эластичная и блестящая
Текстура (ML): Гладкая, шелковистая, с хорошими защитными свойствами и умеренным, средним подшерстком. Легкий или умеренный пух допускается. Лохматые «штанишки» и пушистый хвост.
Разрешены все возможные окрасы и их сочетания. Медальоны — допускаются.
Из недостатков - выдающаяся грудная кость, короткий или слишком длинный нос, круглые глаза, круглая голова, коровой постав лап.
Голова:
Форма: Широкий модифицированный клин с плавными контурами.
Размер: средний, в пропорции к телу.
Профиль: с плавным переходом от лба к носу.
Лоб: плоский.
Мордочка: средняя.
Затылок: слегка округленный.
Нос: средней длины; небольшой прогиб допустим.
Скулы: высокие и умеренно выраженные.
Подбородок: широкий, но не выступающий или чрезмерно сильный.
Разное: взрослые коты имеют более развитые головы. Клыки у взрослых самцов — более развитые и заметные.
Уши:
Форма: Более широкие в основании, с слегка закругленными кончиками.
Размер: от средних до больших — в пропорции к голове.
Постав: достаточно высоко и шороко поставленные
Опушение: достаточно заметное.
Глаза:
Форма: Грецкий орех.
Размер: достаточно большие.
Постав: достаточно широко расставлены, открытые, выразительные.
Расположение: под небольшим углом к основанию ушей.
Цвет: без связи с окрасом. Насыщенные и ровные цвета — предпочтительнее.
Шея:
Длина: средней длины.
Форма: толстая.
Мускул: твердо мускулистые.
Разное: не длинная и не укороченая и утолщенная.
Тело:
Тип: полу-иностранный, то есть тело достаточно вытянутое, достаточно элегантное.
Размер: средний.
Длина: удлиненная.
Пропорции: небольшое повышение от холки к крупу в связи с тем, что задние конечности более длинные, чем передние.
Мускулатура: достаточно развита.
Грудь: хорошо округленная.
Бедра: ровные.
Кошки менее крупные, чем коты.
Хвост:
Форма: сужается к кончику.
Длина: в пропорции к телу.
Разное: при движении постав вертикальный.
Лапы:
Передние: одинаковой толщины по всей длине.
Задние: бедра и икры примерно одной длины. Задние лапы несколько длиннее передних.
Длина: короткие.
Баланс: в пропорции к телу, иногда выглядят несколько мощными.
Разное: небольшое искривление передних лап допущено.во внутреннюю сторону.
Лапки:
Форма: округлые, компактные.
Размер: у кошек более аккуратные, у котов большего размера.
Шерсть:
(SH) Короткошёрстные:
Длина: средняя, ровноокрашенные могут иметь более тяжелую шерсть.
Структура: плюшевая, с хорошими защитными свойствами, блестящая.
Подшёрсток: средне развитый.
Длинношёрстные (LH):
Длина: полудлинная.
Текстура: шелковистая, достаточно плотная.
Подшёрсток: средне развитый.
Воротник: несколько выделяется.
Шерсть в нижней части корпуса: более удлиненная, ворсистая.
Хвост: струящееся, густое перо.
Шерсть с прекрасными защитными свойствами
Названные в честь волшебного народа из книги «Волшебник страны Оз» манчкины обладают чудесным характером — миролюбивые, общительные и ласковые, тем не менее они способны постоять за себя.
Коротконогие кошки манчкины во всех остальных своих проявлениях не отличаются от обычных домашних кошек. Они так же игривы, любопытны и самостоятельны. Нет ничего забавнее манча, ползущего по занавеске за мухой или напрыгивающего на игрушечную мышь. Если у собак уже имеется добрый десяток коротконогих пород, то у кошек создание подобных пород еще впереди. Пока существует только одна, принятая далеко не всеми международными объединениями любителей кошек, зато в двух ипостасях - короткошерстная и длинношерстная.
Но есть наблюдения, что внутри породы манчкины различаются друг от друга величиной. Есть типичный манч-стандарт, суперманч с сильно укороченными конечностями и карликовый манчкин, который значительно меньше своих родственников. Три в одном флаконе, извините, в одном помете.
При становлении породы и изучении мутации коротколапости производились пробные скрещивания с различными породами и всевозможными беспородными кошками. Такой путь, основанный на необычных доминантных мутациях, проходят многие породы. Породная группа, начав свое развитие с единственной кошки, получила обширный генофонд за достаточно короткий срок. Это привнесло в зарождающуюся породу крепкое здоровье, а также самую богатую гамму окрасов. Но, с другой стороны, заводчики получили абсолютно разнотипных животных. Это касается как размеров (2 - 5 кг для котов и 1,5 - 4 кг - для кошек), так и всех статей - формы головы, размера ушей, текстуры шерсти и, самое важное, пропорций и баланса тела и лап.
Сейчас мы можем видеть кучерявых манчкинов - скукумс (skookums - гибрид с породой ЛаПерм), кинкалоу (kinkalow -гибрид с американским керлом), мей-той (mei toi - карликовый манчкин, гибрид с оцикетом и сингапурой), манчкины-сфинксы - бомбино или сфинксин от кросса с канадским сфинксом, манчбобы с коротким хвостом и манчкины-фолды.
Все эти варианты, как правило, возникают при незапланированных спариваниях с доминирующим в питомнике котом и носят случайный характер. Возможно, не всегда сочетание в одном генетическом наборе нескольких мутантных генов будет способствовать отличному здоровью. Какие-то сочетания могут выявить существенные нарушения не только внешних форм, но и жизнеспособности. Они попадут в список спариваний, не рекомендуемых для повторения. Главное, чтобы при любой необычной внешности эти кошки оставались кошками, способными укротить и приручить любого человека, были здоровыми и добронравными.
В результате целенаправленного межпородного кросса манчкина с персами и экзотами получена экспериментальная порода под условным названием «наполеон» (Napoleon) в честь маленького императора, рост которого - 169 см - не был столь мал, как у истинных хондродистрофиков, но тело было непропорционально большим.
Кошки-коротконожки, получаемые от скрещивания перса и манчкина, не могут быть зарегистрированы ни как персидские, ни как манчкины. Все животные, получаемые от подобного скрещивания, - наполеоны. Заводчики наполеонов собираются получить жизнеспособного гармоничного кошачьего таксоида с длинной воздушной шерстью или плотной укороченной, как у экзотов - короткошерстных персов. Допускаются любые самые неожиданные окрасы, ограничений гаммы нет.
От манчкинов наполеону достались короткие лапки, а длина шерсти, форма головы, величина глаз перешли к нему от персидских предков. Голова должна иметь характерные черты «классического перса» - открытый взгляд круглых ясных глаз на круглом кукольном личике. Добиваться экстремального строения мордочки пока опасаются.
Иногда возникают дополнительные отклонения развития у манчей и наполеонов: это еще большее укорочение передних лапок при почти нормальных задних конечностях. Их называют кошки-кенгуру, хотя подвижности пальцев, как у кенгуру, они не получают. Такая диспропорция не стала основой для создания породы и обнаружение ее у манчкина приводит к его дисквалификации, хотя исторически первое название коротконогих кошек было именно таким.
В настоящее время в результате скрещивания персидских кошек и манчкинов получено большое количество особей наполеонов, и заводчики этой породы склонны прекратить дальнейшее скрещивание между родительскими породами. Регистрация новой самостоятельной породы «наполеон» будет возможна после накопления во всех четырех коленах родословных только ее представителей, а прилитые персы-экзоты и чистопородные манчкины уйдут за пределы родословной, то есть будут обнаруживаться не ближе пятого-шестого колен.
Независимо от того, как долго вы скрещиваете коротколапых кошек между собой, вы все равно имеете шанс в помете от двух коротколапых родителей получить котят с конечностями обычной длины. При этом они не будут нести генетический признак коротколапости в скрытом виде.
Это будет такая же группа пород, какая сейчас наблюдается у бобтейлов, рексов и сфинксов. Поэтому длинноногие котята в помете манчкинов получают права гражданства и используются в разведении с коротконожками, это некий бонус другого пола, сопровождающий приобретение стандартного манча.
Инбридинг, возникающий при их спаривании между собой, будет считаться желательным и безопасным, только если оба эти животные не имеют сходных недостатков и полностью соответствуют породе, которую вы собираетесь разводить. Их покупательная стоимость не велика, а те, кто утверждает обратное, обманывают себя и покупателей.
Большинство бридеров продает их по значительно более низким ценам, чем стандартных представителей породы, и в основном как кошек-компаньонов. При возвратном скрещивании с коротконогими представителями этой серии непризнанных пород они приносят в каждом помете некоторое количество манчкинов.
Коротконожки видны уже при рождении. Но эвтаназия нестандартных, но здоровеньких и жизнеспособных «ногастиков» считается среди добросердечных людей неприличной.
Очаровательные коротконожки пользуются популярностью в России. Они обаятельны и жизнерадостны и всегда готовы удивить ваших друзей своей необычностью.
История породы.
Вторая Мировая война помешала породе кенгуровых кошек стать популярными в Европе. Не осталось никакого следа от достаточно обширной популяции кошек-карликов… Хотя нет… Во время войны были замечены достаточно похожие на немецких кенгуровых кошек коротколапые жители Сталинграда. К сожалению, Сталинградские кошки также не пережили войну и осаду и теперь об их существовании можно только рассказывать легенды. Некоторые из этих легенд рассказывают о том, что у Сталинградских котов были укорочены только передние лапы, а задние имели естественную длину, что еще более усиливало сходство с кенгуру.
Современная история манчкина началась в 1983 в Штате Луизиана (США). Sandra Hochenedel подобрала черно-белую беременную короткошерстную кошечку, которую назвала Блекберри (Blackberry, англ. «Ежевичка»). Ежевичка проживала под старым заброшенным автофургоном и вела полудикий образ жизни. Сандра предполагала, что укороченным лапки ее кошки были следствием тяжелого детства или перенесенного заболевания. И тем больше было ее удивление, когда эта необычная черта передалась потомству Ежевички.
Один из необычайно коротконогих котят, котик Toulouse был подарен другу Сандры - Kay LaFrance. Кай вскоре получил от своего кота многочисленное потомство, которое обосновалось в пределах его фермы на радость владельцам. Сегодня можно достоверно считать, что все современные манчкины ведут свое происхождение к Blackberry и Toulouse.
Официальное представление новой породы профессиональным фелинологам и экспертам состоялось на TICA шоу в Madison Square Garden в марте 1991.
Исследование потомства Ежевички позволило установить, что мутация коротких лапок никак не затрагивает подвижности суставов конечностей или позвоночника, что характерно коротколапым собакам. Манчкины – неутомимые альпинисты и смелые прыгуны, они ведут себя как маленькие акробаты и неунывающие клоуны. Конечно, они не могут подпрыгивать так высоко, как их длинноногие собратья, но при этом демонстрируют потрясающие чудеса ловкости, забираясь по лестницам, решеткам, разворачиваясь в воздухе с неподражаемой скоростью и удивительной и неожиданной для них грацией. Первый взгляд человека, впервые увидевшего манчкина выражает жалость. Второй взгляд - задорную улыбку, а третий – восторг и обожание!
В настоящее время манчкины участвуют на выставках в титульных классах только в TICA (The International Cat Association), UFO (United Feline Organization) и WCF (World Cat Federation), которая имеет с ТИКА соглашение о взаимопризнании стандартов и пород. TICA дала возможность выставлять манчкинов в Чемпионате с марта 2003-го, разрешив получать титулы только животным с трехколенной монопородной родословной. Для чего это было сделано, понять достаточно легко.
При становлении породы и изучении мутации коротколапости производились пробные скрещивания с различными породами и всевозможными беспородными кошками. Такой путь проходят многие породы, основанные на мутациях. И сейчас мы можем видеть кучерявых манчкинов – Skookums (гибрид с породой «Ла-перм»), Napoleons (гибрид с персами и экзотами), Kinkalow (гибрид с американским керлом), Mei Toi (карликовый манчкин, гибрид с оцикетом и сингапурой). Эти забавные полукровки находят своих поклонников, и, возможно, вскоре займут свое место среди признанных пород… По крайней мере достаточно много питомников ведут с этими гибридами серьезную, целенаправленную племенную работу…
Но мы обратим внимание на обе стороны медали таких смелых экспериментов. Породная группа, начав свое развитие с единственной кошки, получила обширный генофонд за достаточно короткий срок. Это привнесло в зарождающуюся породу крепкое здоровье, а также самую богатую гамму окрасов. Но, с другой стороны, заводчики получили абсолютно много питомников ведут с этими гибридами серьезную, целенаправленную племенную работу… разнотипных животных. Это касается как размеров (2-5 кг для котов и 1,5-4 для кошек), так и всех статей - формы головы, размера ушей, текстуры шерсти, и, самое важное, пропорций и баланса тела и лап.
Для того, чтобы стабилизировать тип, несколько лет назад было принято решение, что в разведение могут допускаться только домашние кошки неизвестного происхождения, полностью напоминающие манчкинов за исключением лап «нормальной» длины. Для того чтобы еще более ускорить процесс выравнивания типа животных племенной совет ТИКА главным условием признания манчкинов в титульных классах выдвинул требование о наличии «полной» родословной (для ТИКА это 3 поколения предков) для животных, претендующих на звание «Чемпиона» и выше. Благодаря единому регистру всех животных это помогло буквально за 2-3 года поднять популярность породы и добиться достаточно узнаваемого «лица породы».
Действующий стандарт TICA на породу манчкин находится в развитии, Совет Породы постоянно проводит семинары, обсуждения, ведущие к тому, что тип породы выравнивается.
ГЕНЕТИКА
При становлении породы и изучении мутации коротколапости производились пробные скрешивания с различными породами и всевозможными беспородными кошками. Такой путь проходят многие породы, основанные на мутациях. И сейчас мы можем видеть кучерявых манчкинов – Skookums (гибрид с породой «Ла-перм»), Napoleons (гибрид с персами и экзотами), Kinkalow (гибрид с американским керлом), Mei Toi (карликовый манчкин, гибрид с оцикетом и сингапурой). Эти забавные полукровки находят своих поклонников, и, возможно, вскоре займут свое место среди признанных пород… По крайней мере достаточно много питомников ведут с этими гибридами серьезную, целенаправленную племенную работу…
Но мы обратим внимание на обе стороны медали таких смелых экспериментов. Породная группа, начав свое развитие с единственной кошки, получила обширный генофонд за достаточно короткий срок. Это привнесло в зарождающуюся породу крепкое здоровье, а также самую богатую гамму окрасов. Но, с другой стороны, заводчики получили абсолютно разнотипных животных. Это касается как размеров (2-5 кг для котов и 1,5-4 для кошек), так и всех статей - формы головы, размера ушей, текстуры шерсти, и, самое важное, пропорций и баланса тела и лап.
Для того, чтобы стабилизировать тип, несколько лет назад было принято решение, что в разведение могут допускаться только домашние кошки неизвестного происхождения, полностью напоминающие манчкинов за исключением лап «нормальной» длины. Для того, чтобы еще более ускорить процесс выравнивания типа животных племенной совет ТИКА главным условием признания манчкинов в титульных классах выдвинул требование о наличии «полной» родословной (для ТИКА это 3 поколения предков) для животных, претендующих на звание «Чемпиона» и выше. Благодаря единому регистру всех животных это помогло буквально за 2-3 года поднять популярность породы и добиться достаточно узнаваемого «лица породы».
Действующий стандарт TICA на породу манчкин находится в развитии, Совет Породы постоянно проводит семинары, обсуждения, ведущие к тому, что тип породы выравнивается.
- Стандартный манчкин - обычный, коротколапый манчкин, который соответствует стандарту в отношении длины лап и типа, стандартный манчкин может быть рожден от двух коротколапых или одного коротколапого, второго длиннолапого манчкинов.
- Нестандартный манчкин - длиннолапый манчкин, рожденный от одного или двух коротколапых родителей. С точки зрения стандарта нестандартный манчкин является носителем типа за исключением длины лап. Он имеет родословную о своем происхождении и может использоваться в дальнейшем разведении.
Для чего же нужны нестандартные манчкины? Дело в том, что генетика коротких лапок очень оригинальна. Это простой доминантный ген, т.е. получить короткие лапки при вязке манчкина с любой породистой или беспородной кошкой совсем несложно. Сложно - сохранить оригинальный облик породы, т.е. соответствие кошек стандарту. А также необходимо учитывать, что ген коротких лап в гомозиготной форме (доставшийся потомку и от папы и от мамы) - летален (т.е. нежизнеспособен). И все гомозиготные котята, рожденные при вязки двух стандартных манчкинов рассасываются еще в утробе матери. Но такой картины не наблюдается, когда один из родителей - нестандарт! Котята из пометов стандарт+нестандарт более многочисленны, а процент коротколапых и длиннолапых малышей - неизменен. Вязки двух стандартных манчкинов разрешены, а вот вязки двух нестандартов не запрещены, но и не являются актуальными для существования породы, потому что от двух длинноногих кошек никогда не родится коротколапых котят.
Теперь немного генетики. Короткие лапки манчкина обусловлены мутантным геном, который действует как простой доминантный ген. То есть, при вязке длинноногого кота любой породы с кошкой-манчкином большинство котят будут иметь короткие лапки. Конечности нормальной длины по отношению к манчкиньим лапкам являются рецессивными. То есть любой коротколапый потомок длиннолапой кошки и манчкина будет носителем гена «нормальных лап».
Уже при рождении можно отличить стандартного (Short leggs - SL) и LL-нестандартного котят. Коротколапые котята заметны сразу – их передние лапки едва заметны, а задние смешно раскинуты по бокам корпуса, как у лягушонка. Это может пугать начинающего заводчика, но в этом нет ничего страшного, потому что когда бедра и суставы окрепнут, лапки займут естественное положение.
Не все манчкины имеют одинаково короткие конечности. У некоторых лапы укорочены только в половину длины. А другие практически не имеют выраженных плеч и предплечий. Таких котят называют шоу-качеством или "Super Shorts" или "rug huggers". Очень часто такие животные имеют небольшой размер (2-2,5 кг). Так что вскоре слава сингапурской породы как самой маленькой кошки в мире может быть оспорена.
Основываясь на опыте американских, японских и южноафриканских клубов, можно прогнозировать настоящий всплеск популярности манчкинов. Необычная внешность, компактный формат и неповторимый клоунский темперамент приносят породе все больше и больше поклонников. «Манчкиномания» - так окрестили в русскоговорящем Интернете симптомы надвигающейся эпидемии…
И, как это часто бывает с новыми породами, находится масса нечестных селекционеров, которые в первую очередь ставят собственные коммерческие интересы, а не цель улучшить породу. Ставятся ныне запрещенные и вредные для породы вязки с кошками других пород и гибридами-полукровками…
Важно знать, что котенок с длинными лапами при своем развитии будет увеличиваться, а его лапы останутся короткими. Пропорции кошки-коротконожки заметны сразу и с взрослением практически не изменяются.
Надо быть внимательным при приобретении племенного и выставочного животного. По правилам TICA в 3 поколениях родословной не имеет права находиться никакой представитель других пород, кроме LL и SL короткошерстных и длинношерстных манчкинов и зарегистрированных домашних кошек.
Манчкин (игра) - настольная ролевая карточная игра. которая пародирует одновременно настольные ролевые игры (такие, как Dungeons & Dragons) и коллекционные карточные игры (как Magic: The Gathering), но в то же время является самостоятельной игрой. При создании игра была направлена на молодёжную аудиторию, знакомую с ролевыми играми. Тем не менее, играть в «Манчкина» можно в любом возрасте.
В игру лучше всего играть компанией от трёх до шести человек. Вдвоём можно играть только для изучения. Компании большего размера технически возможны, но чем больше количество игроков, тем реже они смогут сделать ход.
Цель игры состоит в достижении десятого уровня — главной характеристики персонажа в игре. Начинают все с первого, а дальше каждый повышает свои уровни путём сражений с монстрами или применением специальных карт.
Для игры предназначены две колоды — «подземелья» и «сокровища», и шестигранный кубик. Ход состоит из четырех фаз — открытие двери в подземелье, то есть взятие карты из соответствующей колоды, затем действие по указаниям на карте, затем, если повезёт — получение вознаграждения в виде сокровищ, карт из второй колоды, и после этого, при необходимости, избавление от лишних карт.
Карты игрока находятся в руке — в запасе, и могут быть частично выложены на игровой стол — тогда они действуют, в игре.
На картах из «подземелья» могут попадаться:
монстры. Основной способ повысить уровень состоит в победе в сражении с монстром;
проклятия и бонусы, для немедленного или последующего использования в игре;
расы и классы, для использования персонажем;
карты, положительно влияющие на уровень персонажа.
Схватка с монстром состоит в сравнении уровней монстра и игрока. Игрок может повышать свой эффективный уровень за счёт «шмоток», а также одноразовых бонусов. Если игрок не может превысить уровень монстра, он должен попытаться сбежать (смыться), кинув кубик, Если ему и это не удаётся, он подвергается «непотребствам», описанным в карте монстра — от потери нескольких или всех шмоток до смерти (так как игра является пародией на D&D, то смерть приводит к потере одного хода и всех карт с сохранением уровня, расы и класса). Если же игрок побеждает, он получает уровень (или два, что зависит от количества монстров и описания их карт), а также одно или несколько сокровищ — карт из соответствующей колоды.
Основной особенностью является то, что во время «боя» другие игроки могут как помогать, так и мешать игроку, сражающемуся с монстром. Причём помогать может только один, и то с корыстными целями — например, за сокровища, — а мешать могут все остальные. Чем выше уровень сражающегося игрока, тем сильнее искушение помешать ему подняться ещё выше, дабы предотвратить его выигрыш.
Еще одной особенностью игры является поощрение нечестной игры: небескорыстная помощь, помощь в бою с целью не дать напарнику поднять уровень («задруживание» монстра). Игровые карты позволяют составлять хитрые комбинации. В официальных правилах указано, что в случае конфликтной ситуации, не описанной в правилах, спор решается громкой перебранкой между игроками, с последним словом за владельцем колоды (правило «Владелец колоды всегда прав»).
Список расширений и дополнений:
Munchkin. Содержит 94 карты подземелий и 74 карты сокровищ (начиная с 14-го издания: 95 и 73). Русская локализация «Манчкин» выполнена ООО «Смарт»[1] под брендом Hobby Games. Ролевое зубоскальство по простым, но местами намеренно туманным правилам подвергает насмешкам благородных эльфов, мудрых магов, отважных воинов и мохноногих хафлингов.
Unnatural Axe, первое дополнение (63 подземелий, 44 сокровища), в 2002 выиграло Origins Award как «Лучшее карточное дополнение или расширение» (англ. Best Card Game Expansion or Supplement). В этом дополнении появилась новая раса — Орки. Русская локализация — «Манчкин 2: Дикий топор». В комплект входят также пять пустых карт для личных разработок владельца колоды.
Clerical Errors, второе дополнение к Munchkin (66 подземелий, 46 сокровищ), с ним количество карт при игре в Munchkin выросло до 392. В этом дополнении появилась раса Гном и класс Бард. Русская локализация — «Манчкин 3: Клирические ошибки». Все карты соответствуют своему назначению (Дверь/Сокровища).
Clerical Errata, опечатка при издании Clerical Errors, содержит карты, напечатанные с неправильной рубашкой (часть карт сокровищ имеют рубашку подземелья). По просьбам игроков, часть тиража поступила в продажу. Было продано достаточно экземпляров, чтобы окупить затраты типографии.
The Need for Steed, третье дополнение к Munchkin (78 подземелий, 34 сокровища), выпущено в 2006 году. Содержит новый тип карт, Жеребцов (англ. Steeds, в сленговом значении аналогично русскому «жеребец», эксперт в сексе), похожих на дракона, орла и черепаху. Кроме того, увеличено число видов Наёмников (англ. Hirelings). Правила по использованию новых карт включены в дополнение. Русская локализация — «Манчкин 4: Тяга к Коняге». Все карты соответствуют своему назначению (Дверь/Сокровища).
De-Ranged, четвертое дополнение (60 подземелий, 52 сокровища), добавляет к существующим классам класс рейнджер (англ. Ranger), а также несколько монстров из европейской версии игры.
Demented Dungeons, пятое дополнение, выпущено 16 марта 2008. Оно принесло новую концепцию «подземелий» — карт, временно меняющих правила игры для всех игроков. В дополнении присутствуют карты подземелья (20 штук), имеющие больший размер, и 16 обычных карт Порталов (англ. Portal), которые позволят путешествовать всей партии между подземельями[3].
More Good Cards, шестое дополнение (30 подземелий, 26 сокровищ), состоящее из перерисованных карт из «Munchkin Blender», а также дополнительных карт, отобранных фанатами. Набор не содержит новых монстров, рас, классов или правил.
Cheat with both hands, новое шестое дополнение (112 карт), которое заменило «More Good Cards» и «Munchkin Blender».
Munchkin Fairy Dust, первое мини-дополнение (15 карт), включающее карты с бонусами для игроков, помогающих друг другу. Дополнение было отозвано из-за подверженности карт сгибанию. В 2010 году была выпущена новая версия.
Munchkin Waiting For Santa, второе мини-дополнение (15 карт), посвящённое Рождеству. Включает карты Санта Клауса и различных «Санта-монстров», а также рождественские сокровища. Дополнение было отозвано из-за подверженности карт сгибанию. В 2010 году была выпущена новая версия.
Munchkin Marked For Death, мини-дополнение (17 новых карт, 2 исправленных). Выпущено в июне 2010 года.
Santa’s Revenge, мини-дополнение (15 карт), включающее «Санта-монстров» и Анти-Клауса. Выпущено в конце 2010 года.
Munchkinomicon, мини-дополнение (15 карт). Включает Munchkinomicon и 14 подлых заклинаний. Дата выпуска — февраль 2011 года.
Munchkin Reloaded!, мини-дополнение (15 карт) — возвращение всеми любимых, а также классических карт.
Munchkin Monster Enhancers, мини-дополнение (15 карт), включающее карты-усилители монстров. Дополнение в стадии производства.
Star Munchkin, выпущен в 2002. Это отдельная, самостоятельная версия игры (168 карт), не предназначенная для смешивания с другими колодами Манчкина, «пока вы не достаточно безумны для этого». В целом пародирует научную фантастику, особый акцент сделан на высмеивании Star Trek и Star Wars. В 2002 году версия выиграла Origins Award как Лучшая традиционная карточная игра (англ. Best Traditional Card Game). В этой версии впервые появились Сообщники (англ. Sidekicks). Русская локализация — «Звёздный Манчкин». В игре полностью обновлены классы и расы манчкинов — теперь вместо Воина, Волшебника, Вора и Клирика появились Голохотник, Купец, Гаджестянщик и Психо, а Эльфа, Дворфа и Хафлинга заменили Киборг, Мутант и Котейка.
Clown Wars, дополнение (112 карт) к Star Munchkin. Появились карты Комната (англ. Rooms) и Клоп (англ. Bug Race), а также класс Звездный Рейнджер (англ. Star Ranger). Предусмотрен 20 уровень для игры в Epic Munchkin.
Space Ships, мини-дополнение (15 карт) к Star Munchkin.
Munchkin Fu, следующая версия игры (168 карт), представленная в 2003 году, пародирует фильмы о восточных единоборствах. Содержит новое понятие: Стиль (англ. Styles), позволяющий персонажу использовать разные боевые искусства. Munchkin Fu в 2003 выиграл премию Карточная Игра: Выбор Игроков (англ. Gamers' Choice Card Game Award).[5] Русская локализация «Манчкин Фу» выполнена ООО «СМАРТ» под брендом Hobby Games. В этой версии «Манчкина» нет рас.
Monky Business, дополнение (112 карт) к Munchkin Fu, выпущенное в начале 2005.
Munchkin Bites, четвертая версия (168 карт), созданная в 2004. Пародирует игры-ужастики, наподобие мира World of Darkness, и фильмы стиля хоррор.
Pants Macabre, дополнение (112 карт) к Munchkin Bites, выпущено в конце 2005. Включает в себя новую расу Мумия (англ. Mummy)
Super Munchkin пятая самостоятельная версия (168 карт), выпущена летом 2005 года. Является пародией на комиксы о супергероях. Русская локализация — «Супер Манчкин». В этой версии «Манчкина», как и в «Манчкин-Фу», нет рас.
The Narrow S Cape, дополнение (112 карт) к Super Munchkin, издано летом 2006 года. Добавлен класс Умник (англ. Brain Class)
Munchkin Impossible, шестая самостоятельная версия (168 карт), выпущена в конце 2006 и высмеивает истории о секретных агентах, такие, как Миссия Невыполнима, или «Джеймс Бонд». Кроме обычных классов, у каждого персонажа в игре может быть одна (или несколько) лояльность.
Munchkin Cthulhu, седьмая самостоятельная версия (168 карт), выпущена в марте 2007 года, обыгрывает Мифы Ктулху Лавкрафта и игры-ужастики, сделанные по их мотивам, о монстрах из иной реальности.
Call of Cowthulhu, дополнение (56 карт) к Munchkin Cthulhu, выпущено в сентябре 2007.
The Unspeakable Vault, второе дополнение (56 карт) к Munchkin Cthulhu, выпущено в январе 2008 года. Создана благодаря юмористическому веб-комиксу Unspeakable Vault (of Doom)
Crazed Caverns, третье дополнение к Munchkin Cthulhu. Содержит 20 карт двойного размера и 16 обычных карт.
The Good, The Bad, And The Munchkin, отдельная восьмая версия (168 карт), состоит из шуток про Дикий Запад и фильмов про ковбоев (напр. Хороший, плохой, злой). Выпущено в ноябре 2007 года.
Munchkin Booty, отдельная 9-я игра (168 карт), обыгрывает тему пиратов. Выпущено в сентябре 2008.
Jump The Shark, дополнение (112 карт) к Munchkin Booty. Выпущено в марте 2009.
Fish & Ships, мини-дополнение (15 карт) к Munchkin Booty. Выпущено в сентябре 2010.
Munchkin Blender, специальный набор (112 карт), сделанный для игроков, смешивающих разные версии Munchkin. Это дополнение содержит карты, позволяющие игроку становиться, например, эльфом/ниндзя, использовать бонусы охотника/ниндзи или гномьего самурая, и использовать lasermaserbobaserbananafanafofaser (это четыре разных оружия). Позволяет использовать правила Epic Munchkin. Blender не обязателен для смешивания разных типов колод.
Munchkin Go Up A Level, набор из 132 карт, включающий в себя обновлённые карты почти всех версий игры. Создан для уточнения некоторых правил и сохранения баланса в игре. Выпущен в конце 2010.
Munchkin Dice — приложение, содержащее шесть больших десятигранных кубиков. Кубики предназначены для использования в качестве счетчика уровней персонажей. Также содержит 14 карт из оригинального Munchkin (самые значительные модификаторы к расам и классам) и правила по получению случайных бонусов при бросках кубиков.
Epic Munchkin — набор правил для игры до 20 уровня во все игры из серии Munchkin. Игроки могут достичь высоких уровней [10–19], применяя Эпические Возможности (англ. Epic Powers) своей расы или класса (возможности теряются, если уровень игрока снижается до 9го).
Munchkin Zombies, отдельная 10-я игра. Игроки выступают в роли зомби. Выпуск планируется весной 2011.
Манчкин также породил несколько самостоятельных игр:
Есть две ролевые игры, использующие систему d20 и основанные на Munchkin и Star Munchkin.
Munchkin RPG — это несколько книг, пародирующих Dungeons & Dragons. Включают в себя Munchkin Player’s Guide, Munchkin Master’s Guide, Munchkin Monster Guide, Munchkin Master’s Screen, Munchkin Monster Guide 2.5.
Star Munchkin Role Playing Game — это одна книга, включающая правила по созданию космического пространства и новый класс, которого не было в карточной игре — Farce K’nigit.
Munchkin Quest — настольная RPG игра, основанная на оригинальном Munchkin, содержащая еще несколько предметов, монстров, и рекомендаций к ним. Выпущена в ноябре 2008.
В Munchkin имеются два основных типа карт:
Дверь/Шлюз/Подземелье
Это основные карты, открываемые игроком на каждом ходу. В колоде Дверей имеются следующие карты:
Монстры:
имеют уровень от 1 до 20. Если игрок побеждает монстра, то получает один или больше уровней и одно или несколько сокровищ. Количество уровней и сокровищ, получаемых игроком, указывается на карте монстра и изменяется в зависимости от применяемых в бою модификаторов. Игрок может сразиться с монстром, встреченным при открывании двери или, если за открытой дверью не оказалось монстра, может Поискать Неприятности — сыграть карту монстра из своей руки и сразиться с ним. В сражении могут использоваться одноразовые карты бонусов, ослабляющие монстра или усиливающие игрока (и наоборот, когда другие игроки хотят помешать).
Если уровень игрока вместе со всеми бонусамименьше, чем сумма уровня и бонусов монстра, то игрок должен сделать попытку Смывки, бросив кубик. В случае неудачи игрок должен перенести Непотребство, указанное на карте монстра. Значения кубика, необходимые для успешной смывки, могут изменяться в зависимости от особенностей персонажа, его имущества или других модификаторов. Непотребство может быть как безопасным для игрока, так и лишать его части имущества или уровней/расы/класса, накладывать какое-либо Проклятие и даже приводить к смерти персонажа.
равен сумме уровня и бонусов монстра, то для всех классов, кроме Воина, бой считается проигранным (так же, как и в случае, если монстр превосходит игрока). Воин при равенстве уровней побеждает.
больше суммы уровня и бонусов монстра, то игрок побеждает в бою и получает уровень (уровни) и сокровища, в соответствии со значениями, указанными на карте монстра, и изменяющимися в зависимости от модификаторов боя.
Проклятие/Ловушка:
Проклятия срабатывают немедленно, если игрок вытянул их в фазе открывания дверей в открытую, и берутся в руку для позднейшего использования против других игроков, если получены в других фазах в закрытую. Проклятия могут срабатывать однократно или действовать продолжительное время, пока их эффект не будет тем или иным образом отменен. Некоторые карты могут отменять проклятие, полученное игроком (например, Хотельное кольцо). Также некоторые расы и классы могут тем или иным способом избавляться от проклятия.
Модификаторы:
Эти карты используются в бою для усиления или ослабления монстра, меняя при этом количество уровней и сокровищ, получаемых игроком, победившим монстра.
Класс:
Каждый игрок может иметь одну карту класса (применяя карту Суперманчкин, игрок может иметь одновременно два класса). Каждый класс дает игроку свои специальные возможности. Игрок, получивший карту класса, может применить ее на себя (сбросив при этом имевшуюся ранее карту класса) или взять ее в руку, чтобы применить позднее.
Раса:
Также каждый игрок может иметь одну карту расы (соответственно, применяя карту Полукровка, ранее — Расовый Коктейль, игрок может иметь две расовых карты одновременно). Как и класс, раса дает игроку соответствующие специальные возможности.
Сокровища:
Эти карты берутся игроком в случае победы над монстром и включают в себя:
Шмотки:
Имущество, которое игрок может надеть на своего персонажа для получения постоянно действующих бонусов. Игрок может держать два одноручных или одно двуручное оружие, один Броник, один шлем (Головняк) и одну пару обуви (Обувку). Также имеются шмотки, не требующие надевания на себя, но дающие бонусы. Кроме того, шмотки делятся на обычные и Большие. Обычно игрок может иметь в игре только одну большую шмотку одновременно. Некоторые шмотки могут использоваться только игроком определенного класса или расы.
Зелья:
Эти одноразовые карты могут использоваться в бою для повышения уровня одной из сторон.
Карты, повышающие уровень:
Эти одноразовые карты немедленно повышают уровень игрока на единицу.
На русском языке игра, как ни старайся, приобретает новое звучание, но остаётся по-прежнему азартной, динамичной и злорадной. Ролевое зубоскальство по простым, но местами намеренно туманным правилам подвергает насмешкам благородных эльфов, мудрых магов, отважных воинов и мохноногих хафлингов. Клирики бьются с андедами, воры подрезают своих соперников в разгар боя, гигантские Кальмадзиллы и мерзкие Лицесосы стремятся отравить или отнять геройские жизни ваших манчкинов, но так, на расслабоне, без долгих речей и многочисленных бросков разногранных костей, принятых в D&D, GURPS и прочих равенлофтах.
Итак, настольная игра "Манчкин" - это ролевая игра по форме, пародия по содержанию. Манчкины игроков ходят по подземелью, вытаскивают на свет божий тамошних чудовищных обитателей и либо раскаиваются в этом, либо получают за победу новые уровни и сокровища. Исход каждого подобного приключения (боя, короче) зависит от того, кто с чем на бой вышел. У игрока это уровень и бонусы/штрафы от шмоток, класса, расы и проклятий. У монстра это уровень плюс карты-усилители и разовые шмотки. Откуда шмотки у монстра? В вашем бою могут принять участие и завистливые соперники: они могут помогать монстру и ослаблять вас. Поэтому, хотя в "Манчкин" и можно играть вдвоём, наберите на матч побольше народу: на руках будет больше проклятий, усилителей и зелий, которыми так легко изменить баланс сил в бою в любую сторону, и бдительные завистники не дадут никому из вас выйти в единоличные лидеры гонки к 10му победному уровню.
При создании эта настольная игра была направлена на молодёжную аудиторию, знакомую с ролевыми играми. Тем не менее, играть в игру "Манчкин" можно в любом возрасте, кроме совсем уж нежного, в котором некоторые шутки Стива Джексона могут показаться чересчур солёными. А так фэнтези-приключение с мужественными/женственными героями, невероятными ситуациями, неописуемо жуткими невыразимыми монстрами и огромными сокровищницами понравится любому человеку с широким кругозором и здоровым чувством юмора.
Манчкинами любители настольных ролевых игр называют таких игроков, для которых важнее всего сделать своего персонажа наиболее крутым, а не получать удовольствие от совместной игры с друзьями. Как правило, уважающие себя ролевики сторонятся таких игроков. Если, конечно, речь не идёт о настолках, созданных специально для манчкинов.
Munchkin — издевательская пародия на штампы настольных и компьютерных фэнтезийных ролевых игр. Как и во многих играх, основанных на системе Dungeons & Dragons (например, Baldur’s Gate), здесь группа героев-приключенцев спускается в полное опасностей и сокровищ подземелье, однако игроки вовсе не дружная команда, а банда жадных и эгоистичных охотников за золотом, шмотками и боевым опытом.
Главное в «Манчкине» — уровень «прокачки» персонажа. Добравшись до десятого уровня, игрок побеждает. Всякий манчкин стремится к карьерному росту, хоть и начинает первоуровневым человеком без каких-либо способностей. Чем выше уровень персонажа, тем проще ему одолеть встреченных монстров. Также персонаж может обладать расой (человек, эльф, дварф, хафлинг), классом (воин, волшебник, вор, клирик) и полом (изначально совпадает с полом игрока, но может изменяться в ходе игры). У каждой расы и каждого класса есть свои способности, достоинства и недостатки.
Суть игры хорошо отражена в её девизе: «Мочи монстров, хапай сокровища, подставляй друзей!» Каждый ход начинается с того, что игрок вскрывает верхнюю карту в колоде «Подземелья». Там может оказаться монстр, выиграв сражение с которым можно заработать новый уровень и заодно обогатиться. Но есть и другие варианты — например, проклятия.
Победив монстра, манчкин «хапает» его сокровища — карты из второй колоды. Это может быть как разнообразное снаряжение-шмотки (оружие, доспехи), так и «одноразовые» артефакты. И то, и другое помогает в будущих стычках. Если же победу одержал монстр, то игроку придется попытаться сбежать или вынести «непотребство» — потерять шмотки, уровни или даже жизнь.
Наконец, на пути к победе просто-таки необходимо подставлять друзей. Любой игрок может использовать свои артефакты и способности для того, чтобы сделать сильнее монстра, с которым дерется его конкурент, или ослабить соперника. Некоторые карты позволяют натравить на соседа второго или третьего монстра, сделать его сильнее и т. п. Ну а если навредить соседу не удаётся, можно предложить ему свою помощь — разумеется, не бесплатно, а то и с подвохом.
Интересная особенность игровой механики — узаконенная возможность «жульничать». Во многих случаях нарушение правил не считается таковым, если игрока не «схватили за руку». А если участники начинают спорить о правилах (любимое занятие манчкинов!), то решающий голос принадлежит владельцу коробки с игрой.
К достоинствам «Манчкина» можно отнести увлекательность, простоту в освоении и, конечно же, своеобразный юмор, который наверняка придется по нраву любителям ролевых игр. К минусам — все тот же юмор, не слишком понятный людям, далеким от фэнтези и RPG.
Вы начинаете игру человеком без всякой профессии с первым уровнем. Грустно? Ничего страшного — возможно уже на первом шаге вам представится возможность обрести профессию — вора или воина? А может клерика? Или волшебника? Ого-го! Трепещите Невообразимые Ужасы, ожидающие за углом!
Ну тут уж, конечно, неплохо было бы поменять свою человеческую расу на что-нибудь заковыристое: стать длинноногим и коварным эльфом или выносливым гномом, или смекалистым халфлингом...
И одеть подобающие доспехи: сандалеты-протекторы от заклятий, небоись-бандану, наколенники очарования для милых дам — и уже никто не сможет вам отказать ;) А в руки стоит взять грозное оружие: коленноотбойный молоточек, посох напалма или боевую стремянку — специально для халфлингов, чтобы можно было достать противника любого уровня ;)
Так что же за дверью? Монстры разной степени устрашения — от травы в горшке и сопливого носа (с которыми вы наверняка легко справитесь) до пляшущих скелетов и адвокатов в компании плутониевого дракона… Одолеть эту жуть, помимо мощных доспехов, вам помогут разнообразные мелкие примочки — хотельное кольцо или зелье крутизны… И, конечно, друзья обязательно помогут… только в награду за помощь постараются захапать все сокровища, по праву принадлежащие вам! Хе-хе, ну, это ещё посмотрим: кто у кого...
В целом, настольная игра Манчкин — для весёлых компаний с правильным чувством юмора — ведь все эти кошмарики понарошку! Родителям советуем быть осторожными — как бы после игры ваши чада не начали употреблять разные заковыристые словечки типа «бронник» и «головняк». А так, игра Манчкин очень захватывающая, заставляющая придумывать хитроумные многоходовые операции: «а я у него, а он тогда, и тут-то» и договариваться с другими игроками о взаимопомощи — ведь частенько в одиночку одолеть монстра бывает не под силу.
История популяризации игры:
1 марта 1990 года в контору Steve Jackson Games ворвались агенты Секретной службы США. У небольшой компании-разработчика настольных игр были конфискованы компьютеры, жесткие диски, даже карманный калькулятор. Когда владелец фирмы Стив Джексон потребовал объяснений, ему заявили, что Секретная служба охотилась за ролевой игрой GURPS Cyberpunk, где якобы описывались реальные технологии взлома компьютерных сетей. Обвинение еще более абсурдное, чем попытки привлечь Джоан К. Ролинг к ответственности за пропаганду сатанизма.
Стив Джексон опротестовал действия Секретной службы в суде и три года спустя получил 50 тысяч долларов за причиненный его компании ущерб, — а у американских ролевиков и любителей фантастики появился еще один замечательный повод для подшучивания над правительственной паранойей. Кроме того, вся эта история укрепила репутацию Стива Джексона как нонконформиста от настольного игростроя, всегда идущего своим путем — и побеждающего. Пожалуй, только такой неординарный человек смог бы придумать настолько веселую и беспощадную к первоисточникам пародию, как «Манчкин».
О настольных играх Steve Jackson Games мы знаем гораздо больше, чем об основателе этой фирмы. Путаницы добавляет то, что в Великобритании живет еще один Стив Джексон — не только полный тезка американского, но и также разработчик игр, один из создателей Games Workshop. Более того, оба Стива Джексона писали для одной и той же серии книг игр Fighting Fantasy!
Стив Джексон: «Счет 1:0, и не в пользу Секретной службы!»
«Наш» Стив родился в 1953 году (или около того), скорее всего, в Техасе (по крайней мере, именно в этом штате он закончил университет и позже разместил свою фирму). Поработав несколько лет на известного в семидесятые разработчика настолок Metagaming Concepts, в 1980 году выкупил часть бизнеса и основал компанию имени самого себя. Звезда Джексона взлетела стремительно: уже в 1982 году Академия приключенческих игр (именно она присуждает самую престижную для настолок награду Origins) внесла имя Стива в свой Зал славы. А ведь ему еще только предстояло создать игры, за которые мы любим Steve Jackson Games сегодня...
Первым успехом новорожденной конторы стал мини-варгейм Car Wars: он продержался на пике известности все восьмидесятые и сошел со сцены, пожалуй, только потому, что сам Джексон потерял к нему интерес. Затем была выпущена не менее популярная настолка Illuminati, в девяностые переделанная в коллекционную карточную игру. Следом настала очередь универсальной ролевой системы GURPS, которая выдержала уже четыре издания и стала сегодня одной из немногих реальных альтернатив d20 System. Наконец, в первый год нового тысячелетия увидел свет легендарный «Манчкин».
Пирамида с глазом, символ тайного мирового правительства, стала логотипом Steve Jackson Games.
Что такое манчкин, знает каждый любитель настольных РПГ. В буквальном переводе с английского это слово значит «жевун» — именно так звали один из народов страны Оз в книжках Л. Фрэнка Баума. В конце семидесятых, когда ролевые настолки стали набирать популярность, в них пришло изрядное количество начинающих игроков — как правило, весьма нежного возраста. Эти юные создания плохо разбирались и в правилах, и в самой сути ролевой игры, поэтому старшие и опытные товарищи прозвали их жевунами-манчкинами — за малый рост и любопытство. Уловив основы ролевой игры, манчкины начинали придумывать нереалистичных, зато очень мощных персонажей, спорить с ведущим и толковать правила в свою пользу — короче, делали все, чтобы превзойти остальных игроков, а не сработаться с ними. Неудивительно, что такой стиль игры стали называть манчкинизмом, а нормальные игроки взяли за правило сторониться манчкинов, как огня.
Один из образцов ролевого фольклора — так называемый «Список манчкина», где описывается реакция различных игроков на типичные игровые события. Например, встретившись со спящим драконом...
крутой мэн будит чудовище, бросает ему вызов и нападает;
настоящий ролевик на цыпочках убирается подальше;
приколист связывает дракону шнурки на ботинках;
манчкин вычитывает все заклинания из памяти монстра, убивает его одним ударом, делает из зуба меч, а из шкуры — броню, воскрешает дракона и превращает его в свое домашнее животное.
В 1999 году Джеймс Десборо и Стив Мортимер написали юмористическое руководство The Munchkin’s Guide to Powergaming, где на 128 страницах раскрыли все приемы настоящего манчкина. Неудивительно, что книжка вышла в Steve Jackson Games. Скорее всего, именно под впечатлением от этого томика Стив Джексон придумал настольного «Манчкина».
Хорошая пародия должна отвечать как минимум двум требованиям: быть одновременно похожей на первоисточник (в нашем случае — Dungeons & Dragons) и самоценной. Когда осмеянию подвергается не какое-то конкретное произведение, а такая эфемерная вещь, как стиль, необходимо еще и хорошенько разобраться, что именно этот стиль собой представляет. Стиву Джексону удалось найти три кита, на которых стоит манчкинизм, и построить на их основе свою игру.
Никакой уважающий себя манчкин не откажет себе в удовольствии мочить монстров — пару-тройку, желательно сотен, но можно и десятков. Каждый ход начинается с того, что игрок вскрывает верхнюю карту в колоде Подземелья. Скорее всего, там прячется монстр, с которым придется сразиться. Но есть и другие варианты — например, проклятия или особые карты. Если вы не встретили монстра, можно сыграть его из руки — такого, которого точно сможете победить. А можно и пойти дальше.
Мочи!
Разобравшись с монстром, манчкин первым делом хапает сокровища убиенного — карты из другой колоды. Это может быть как разнообразное снаряжение — оружие, доспехи, — так и «одноразовые» артефакты. И то, и другое помогает в будущих стычках. Кроме того, победа, как правило, добавляет к уровню игрока еще одну единичку, а то и сразу две.
Наконец, для победы над остальными игроками просто-таки необходимо подставлять друзей. Любой игрок может использовать свои артефакты и способности для того, чтобы сделать сильнее монстра, с которым дерется его конкурент, — или ослабить противника. Некоторые карты позволяют даже натравить на соседа второго или третьего монстра. Ну а если манчкин вдруг не справится с врагом, ему придется смываться. Не удерешь от монстра — с тобой сотворят непотребство: хорошо, если просто шмотку отберут, а то и убить могут.
Хапай!
Реалии «Подземелий и драконов» также узнаваемы. Главное в «Манчкине», его альфа и омега — уровень игрока. Всякий манчкин стремится к карьерному росту, хоть и начинает первоуровневым человеком без каких-либо способностей. Чем выше уровень персонажа, тем проще ему одолеть встречных монстров. Добраться до десятого уровня (а это можно сделать как побеждая врага, так и разыгрывая особо ценные карты сокровищ) — значит победить в игре. Перекочевали в «Манчкина» и такие понятия, как расы (люди, эльфы, дварфы, хафлинги) и классы (воины, волшебники, воры, клирики). У каждой расы и каждого класса есть свои особые способности, достоинства и недостатки. Волшебник может усмирить встречного монстра, клирик эффективно действует против андедов, эльфы могут носить клевые шмотки, а гномы — неограниченное количество крупных предметов. Особо надо отметить карты, позволяющие иметь одновременно две расы или два класса, а также возможность в любой неудобный момент отказаться от этих характеристик.
Впрочем, все эти подробности замечательно описаны в правилах. А типичная партия выглядит приблизительно так. Игрок вступает в бой с очередным монстром, и со всех сторон начинается: «А давай я тебе помогу за два сокровища?», «И что мне за это будет?», «Я не буду прокачивать этого монстра, если ты...», «Погодите, вот сейчас как выложу эту карту!»... Когда игроку все это надоедает, он считает до 2,6 — а остальные за это время пытаются претворить свои угрозы в жизнь. Если возникнут спорные ситуации, рекомендуется бросить кубик и поспорить о том, как понимать выпавший результат, а последнее слово всегда остается за хозяином коробки с игрой.
«Манчкин» давно уже стал настоящим мультимедийным проектом, не хуже тех игр, фильмов и книг, которые он пародирует. Настоящие фанаты игры приобретают фирменные счетчики уровней, «манчкинские» футболки и закладки, металлические миниатюры... Выпущена даже «Официальная питьевая вода для манчкинов»! Большинство этих аксессуаров — не просто симпатичные сувениры, а полноценные элементы игры. Например, играя в «Манчкина» в фирменной футболке, вы можете раз за партию получить существенный бонус в сражении. Автограф Джексона или Ковалича позволяет сделать это дважды, а оба сразу — трижды.
Сегодня «Манчкин» на пике популярности. Уже проданы сотни тысяч коробок игры, как горячие пирожки, расходятся фирменные футболки и прочие аксессуары, а тем для стеба — непочатый край. Вполне возможно, что вслед за пародией на «Пиратов Карибского моря» мы увидим «Манчкина-со-шрамом», «Киберманчкина», а то и «Аниманчкина». Нет сомнения, что в Штатах все эти коробки найдут своего игрока. А в нашей стране?
Конечно, к настольным играм у нас не принято относиться по-взрослому, а «Манчкин» — развлечение явно не для детей. Да и массовой ролевой культуры в России нет. С другой стороны, в последние годы ситуация выправляется; играют роль и компьютерные РПГ, в том числе сделанные по мотивам Dungeons & Dragons. Клирики и дварфы — давно уже не филькина грамота для российского любителя фантастики.