Это из идущего в Лондоне судебного процесса: Борис Березовский требует от Романа Абрамовича около $6 млрд в качестве компенсации за якобы принадлежавшие ему когда-то доли в "Сибнефти" и "Русале".
Процесс только начался и обещает быть долгим: только слушания продлятся около трех месяцев, а приговора ждать придется, возможно, около года. Но уже сейчас понятно: услышим немало интересного. Уже к моменту написания этого текста стало понятно: как о само собой разумеющемся, как об обычаях делового оборота говорят об использовании властного ресурса для дележа собственности и денежных потоков, о крышевании, вымогательстве, непрерывной лжи, о схемах, целью которых был уход от налогов и обман акционеров.
В каком-то смысле — ничего нового. Разве что какие-то подробности вроде окончательной ясности вокруг того, как именно много лет назад была обеспечена победа при приватизации "Сибнефти". Впрочем, те, кто так говорят, либо лукавят, либо пытаются причислить себя к касте всеведущих и посвященных. Для большинства наших граждан истории о первоначальном накоплении миллиардных капиталов — все же что-то вроде авантюрных романов, от которых ждешь вымысла и полета фантазии, а вовсе не фактов.
Самый внимательный читатель деловых СМИ со стажем, возможно, скажет: мы это все читали — между строк, как намеки, допущения, домыслы. Бизнесмен средней руки — что все это он или его партнеры уже проходили, пусть и в меньших масштабах, зато, возможно, с еще большим цинизмом.
Отчасти это правда. Разница лишь в том, что это не домыслы. Это показания под присягой в Высоком суде Лондона. С риском уголовного преследования за лжесвидетельство. И пусть никого не смущает, что разбирательство происходит по российскому праву — оно мягче британского в этом отношении. И его достаточно, чтобы — если ложь будет доказана — надолго засадить провравшегося участника процесса за решетку.
Но дело не только в этом. Тем более что пока дает показания только Березовский. Скоро примерить участь ужа на сковородке предстоит Абрамовичу, а затем и свидетелям защиты и обвинения. Почти нет сомнений в том, что тогда наконец немало интересного услышат и те, кто сейчас отмахивается: дескать, пустое.
Ведь среди свидетелей, вызванных в суд, говорят, немало весьма информированных и высокопоставленных фигур. Взять хотя бы Александра Волошина — главу президентской администрации и при Ельцине, и при Путине. До сих пор и он, и близкие по статусу и информированности люди успешно избегали ответов на самые неудобные вопросы, например относительно реального участия представителей высших эшелонов власти в переделе собственности и разделе финансовых потоков.
Да и самому нынешнему премьеру, возможно, не избежать приглашения. Особенно если в борьбе за астрономические деньги в очередной раз всплывут инсинуации о таинственных партнерах Абрамовича, об истинном составе акционеров Millhouse или подробности того, как было принято решение о выкупе "Сибнефти" компанией "Роснефть".
Конечно, нет никакой гарантии, что лондонскому суду удастся допросить всех свидетелей, выяснить всю правду и только правду. Равно как и вряд ли кто-то всерьез ждет, что стороны процесса начнут разбрасываться доказательствами того, что и в России считается коррупцией. Тем более относительно первых-вторых лиц государства — самоубийц среди участников процесса нет. Но ясности может и прибавиться. Так что стоит запастись средством от брезгливости и следить за "процессом года".
log in to give LJ Tokens.', event);"> Give 10