Испытания бомбы состоялись 30 октября 1961 г. Подготовленный Ту-95В с реальной бомбой на борту, пилотируемый экипажем в составе: командир корабля А. Е. Дурновцев[13], штурман И. Н. Клещ, бортинженер В. Я. Бруй, вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А.
Результаты взрыва заряда
Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров[4]; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров[17].
Огненный шар разрыва имел радиус примерно 4,6 километра (впрочем, оценка радиуса огненного шара зависит от принятой высоты подрыва бомбы). Теоретически, он достигал поверхности земли — что нехарактерно для воздушных ядерных взрывов. На видео (см. ниже) можно видеть, что это было действительно так, однако распространению огненного шара вниз воспрепятствовала ударная волна, отражённая от поверхности земли.
Излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров.
Ударная волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар.[18]
Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут[16]
Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра.
толщина стен орудия, у дула — 180 мм; в казенной части — 450 мм;
вес только ствола — 2800 пудов (45,9 т), что больше общего веса московской Царь-пушки, составляющего 2400 пудов (39312 кг);
вес лафета — 6000 пудов (98,3 т);
вес ядра — 30 пудов (459 кг);
вес порохового заряда — 4 пуда.
3)Царь-танк (также известен как Нетопырь, Летучая мышь, Танк Лебеденко, Машина Лебеденко, иногда также встречается вариант Мамонт или Мастодонт) — бронированное передвижное боевое устройство, разработанное инженером Николаем Лебеденко в России в1914—1915 гг.
Прозвище «Летучая мышь» или «Нетопырь» танк получил за то, что его модель при переноске за заднее колесо напоминала летучую мышь, спящую вниз головой на стене пещеры или ветви дерева.
Деревянную модель танка, изготовленную Лебеденко для демонстрации императору, Николай II оставил себе. Дальнейшая судьба модели неизвестна.
Относительно судьбы проекта Царь-танка существует также теория заговора. По ней предполагается, что заведомо провальный проект машины усиленно лоббировался в Генеральном штабе высокопоставленными должностными лицами, действовавшими в интересах Великобритании. Эти же чины, в соответствии с версией, «похоронили» проект «Вездехода» Пороховщикова, чертежи которого впоследствии попали в Англию и легли в основу первых английских танков. Общая схожесть формы корпуса Вездеходов и танков Mk I говорит в пользу этой гипотезы. Однако данная версия не имеет никаких документальных подтверждений.[2], к тому же схемы гусеничного движителя Mk I и «Вездехода» сильно отличаются друг от друга.
Среди местного населения района, прилегающего к месту испытаний танка, лес, в котором находился полигон и позднее ржавел танк, получил название «лес Танка».
История создания Царь-танка описана в художественно-историческом романе Александра Бека «Талант (Жизнь Бережкова)» (1956) как один из фрагментов биографии Александра Александровича Микулина (псевдоним в романе — Алексей Бережков)