Большая Тёрка / Мысли / Личная лента piterpan /
Хорошо, Обо мне , Россия вообще, Новая Зеландия вообще, Интервью
Здесь в Окденде я ответил на вопросы журналистов из pravda.ru по поводу бизнеса в Новой Зеландии. Сегодня опубликовали урезанный материал под заголовком Новая Зеландия: Бизнес на честном слове. Полную версию этого небольшого интервью покажу в продолжении этого поста.
Стас, расскажите, пожалуйста, как вы оказались в Новой Зеландии (вкратце)? Почему вы выбрали именно эту страну?
В Новой Зеландии я оказался в общем-то случайно. Поехал, плотно поработав несколько месяцев, когда-то в 2006 году к другу в гости да поближе к девушке, которая училась в Австралии (тогда мне казалось, что это совсем рядом). Друг программировал здесь по найму и посоветовал подтянуть английский и поискать “пока ты тут” работу. Через месяц курсов английского языка я осмелел и начал ходить по собеседованиям.
Дальше всё по схеме: работа, вид на жительство, гражданство будет в следующем году. За это время я побывал там и тут, и по прежнему считаю, что лучше Новой Зеландии для меня страны нет. В этом году планирую слетать в США, посмотреть что там. С получением чёрного новозеландского паспорта земли Нового света станут немного ближе.
Вы долгое время работали фрилансером. Казалось бы, работая фрилансером и имея свою компанию, вы – «сам себе хозяин». В чем же для вас состоит отличие между этими двумя позициями?
Разница между работой фрилансером-одиночкой и своей компанией в определении слова “бизнес”, как его описал Тим Феррис: “Если вы целый день, с 9 до 5 вечера, “заняты бизнесом”, значит это работа”. Бизнес, как я его понимаю — настроенная система деловых взаимоотношений, позволяющая освободить больше личного времени.
То есть вместо того, чтобы сидеть и рисовать крутой дизайн всю неделю, я лучше найду несколько талантливых дизайнеров, готовых сделать за то же время в пять раз больше, и клиентов, которые хотят и могут за это заплатить. Можно сказать, что от позиции “веб-дизайнер фрилансер” я перешёл к “арт-директор, владелец компании”.
Конечно, теперь приходится разбираться в том, как управлять людьми, как всё успевать. Но это в основном вопросы организации, и мне, как почти классическому примеру “control freak” (всё должно быть под контролем!) импонирует создавать, настраивать и оптимизировать бизнес-процессы.
Как известно, Новая Зеландия является страной, приветствующей иностранные инвестиции. В связи с этим – вопрос: было ли вам, как гражданину другой страны, легко открыть свой бизнес в Новой Зеландии? Пользовались ли вы какими-либо льготами или другого рода поддержкой со стороны государства?
Правила этой, работающей как часы, системы в полной мере распространяются на меня, резидента. По сути с этой точки зрения статус жителя Новой Зеландии почти ничем не отличается от статуса гражданина. В тюрьму за экономические преступления я могу попасть точно также, как коренной киви.
С другой стороны — все на равных — никаких льгот (в масштабах малого бизнеса) иммигрантам или местным здесь нет. Для более крупных игроков рынка существуют инвестиционные программы, можно стать резидентом страны по этой линии — вложив достаточно в экономику страны.
Идея инвестиций извне при этом остаётся в рамках разумного. Например, недостаточно купить здесь недвижимость, чтобы жить — так бы полкитая переехало — нужен бизнес-план или более серьёзные вложения. Насколько мне видится со стороны, в Новой Зеландии достаточно справедливая схема в этом отношении.
Насколько сложна и страшна «бумажная волокита» в Новой Зеландии: отчеты, договора, счета, налоги и так далее?
Новая Зеландия “болтается” между первым и вторым местом в рейтинге стран по простоте ведения бизнес. Это страна малого бизнеса — здесь совершенно обычно быть владельцем не одной, но нескольких компаний. Большинство бюрократических вопросов вынесено в интернет, почти всё можно сделать онлайн. Заплатил лишнего? Вернут на банковский счёт в течение десяти дней.
В налоговой службы (пока ты злостно не нарушил) разговаривать с тобой будут очень вежливо, с улыбкой, шутками и прибаутками. Они всегда открыты к диалогу, всегда можно позвонить и узнать, что делать. Плохо уклоняться от налогов, скрывать доходы. Хорошо — оптимизировать.
В Новой Зеландии существует такое понятие, как “устный договор”. Здесь он имеет юридическую силу. Грубо говоря, если контрактор обещал мне прорыть канаву отсюда до забора, и я сказал ему, мол, договорились, то я обязан буду заплатить за проделанную работу. Ну нужны подписи и уж тем более подписи.
Концепт компанейских печатей в целом чужд небольшому новозеландскому бизнесу. Подписи более чем достаточно. Большинство контрактов в нашей компании подписывается простой вставкой в электронный документ цифрового изображения подписи.
Раз в год мы заполняем налоговые декларации, тоже в онлайне. Услуги бухгалтера стоят денег, приблизительно за 1000 новозеландских долларов специалист поможет оптимизировать доходы/расходы и свести баланс. Как и везде, мне кажется, к хорошим бухгалтерам клиенты стоят в очередь.
Кто является вашими клиентами: представители русской диаспоры или новозеландцы?
Мы в Sliday.com в 2010 году начали с выполнения заказов на веб-разработку из России. Довольно высокие московские раздутые цены позволили на начальном этапе, что называется, “встать на ноги”. Делали какие-то небольшие проекты для русскоязычной диаспоры в Новой Зеландии. Здесь по нашим оценкам около 10 000 русскоговорящих, очень маленький рынок. Однако, почва эта не очень плодородна. Атмосфера землячества — когда ожидается, что раз мы говорим на одном языке, то работать должны либо очень за дёшево, либо вовсе бесплатно: для поддержки “своих”.
Так мы постепенно переходим к новозеландским клиентам. Основная часть доходов 2011 года сложилась из нескольких крупных местных проектов. Например: мы помогли одному из известных новозеландских брендов пива в создании нового современного сайта и, из того, что можно публично огласить, создали мобильные приложения для Salefinder.co.nz, сервиса по поиску среди скидочных каталогов новозеландских сетевиков.
В этом году мне пару раз довелось слетать в Веллингтон на встречу в Министерстве Финансов. Спустя два года работы на местном рынке мы, что называется, вышли на “госзаказ”. Суперденег здесь, в стране с самым низким уровнем коррупции, в государственных заказах нет, но опыт был получен важный. Я считаю, привлечение специалистов из рядов иммигрантов в решении подобных задач — это хороший показатель того, насколько за два года на новозеландском рынке нам удалось освоиться, перейти из состояния “понаехавшие” в “свои в доску”.
Как вы находите клиентов? Есть ли отличия по поиску клиентов в России и в Новой Зеландии?
Как я уже, возможно, написал выше, в Новой Зеландии с её 4,5-миллионным населением, значимая часть которого занята в аграрном секторе, не очень большой рынок. Поэтому лучше всего работает “word of mouth” — “сарафанное радио” то бишь. Все всех знают.
В поиске русскоговорящих клиентов (рекламные агентства в основном) мне помогает личная интернет-активность в блоге staskulesh.com и ЖЖ stas_kulesh (в Топ80, если можно так выразиться). Спустя почти 10 лет довольно продуктивного писания не в стол, но в интернет общая аудитория всех интернет-площадок, где есть моё присутствие, составляет больше 20 000 читателей. Есть точка, к которой можно приложить рычаг, всегда есть с чего начинать диалог.
Что вы можете сказать о новозеландцах: какие они работники, бизнесмены, партнеры, клиенты? Есть ли отличия в работе с новозеландцами европейского происхождения и с новозеландцами-маори?
Новозеландцы очень похожи на англичан, немного снобливые, юркие, умеющие считать (кто-то говорит, что жадные), но в основном честные. Здесь очень важно держать марку и не терять лицо. Вновь напоминаю о небольшом размере рынка — как в небольшой деревне: если кто-то начнёт рассказывать друзьям и знакомым о том, что вы плохой специалист, шум по селу быстро разлетится и обрастёт правдивыми и не очень подробностями. Лучше всего не давать повода. Маори в этом плане от новозеландцев отличаются гораздо более серьёзным отношением к “кодексу чести”.
Индийские клиенты всегда будут стараться выжать 110% из проекта, подрезать хоть один уголок, снизить цену насколько это возможно. С ними тяжеловато вести дела, но, понимая, что это часть культуры торговых отношений, можно абстрагироваться и концентрироваться на прибыли.
С азиатами принято торговаться, это нормально, это часть рабочего процесса. До момента пока азиатскому заказчику не показалось, что вы его обманули, он будет мил и приветлив. Однако, при плохом раскладе он превратится в сумасшедшего с криками и плевками. Они очень чувствительны к честности торговли.
Я понаписал обобщений, однако, это всё условности и субъективное восприятие. В конечном итоге — нет ничего особенного, люди разные, к каждому клиенту свой подход.
Очень часто ваша компания в некоторые проекты приглашает фрилансеров из России. С чем это связано?
Я это рассматриваю, как быстрые коммуникации. Пока мне проще написать письмо на русском языке. Да и общий культурный фон у нас с русским специалистом один, многие вещи просто не нужно проговаривать, они очевидны — экономит время. Из минусов — ощутимая временная разница. Просыпаться приходится рано утром, чтобы застать вечер в Питере. Нередко засиживаемся допоздна во время сдачи проектов в Москве.
Конечно, не скрою, разница стоимости часа здешнего разработчика и российского играет немаловажную роль. Впрочем, эта тенденция меняется: на определённом уровне хороший специалист из европейской части России оказывается не дешевле местного. С другой стороны, очень многие ребята сильно переоценивают свои способности.
С работниками, как и с клиентами — индивидуальный подход. Нам потребовалось больше двух лет, чтобы собрать команду ответственных профессионалов, на которых можно положиться.
Считается, что Новая Зеландия – страна новейших технологий. Что Вы можете сказать по этому поводу и как это помогает/мешает бизнесу?
Вынесение всей бюрократии в онлайн, пожалуй, основное, что НЕ мешает. Доступность и простота информации о правилах ведения бизнеса, конечно, тоже большой плюс.
Мешает, наверное, размер и скорость развития рынка. Новым компаниям сложно войти в доверительный круг местных компаний. Здесь мало шальных денег и диких “горящих” проектов. С небольшим количеством крупных корпоративных клиентов работают большие студии. DDB, BBDO, Ogilvy, Saatchi & Saatchi — все они имеют новозеландские отделения.
Чем для вас бизнес в России отличается от бизнеса в Новой Зеландии?
Глядя на проблемы, с которыми сталкиваются мои предприимчивые друзья в России, я боюсь, что не смог бы вести там бизнес в том формате, что здесь. Слишком много каких-то бумажек, каких-то ненадёжных людей с улицы; новые налоги растут как грибы; две бухгалтерии то нужно, то не нужно. А так, если честно, то я не могу сравнивать. В России у меня никогда не было своего бизнеса.
Хотели бы вы иметь свой бизнес в России? Почему?
Нет, не хотел бы. Зачем? Я там не живу и не планирую жить. Гораздо интереснее взобраться по глобальной лестнице англоязычного мира (в порядке возрастания мощности): Новая Зеландия, Австралия, США. России в этом списке места нет.
Опишите, пожалуйста, свой обычный «бизнес-день».
Рано утром, между 7 и 8 я просыпаюсь и проверяю почту в телефоне. Сразу отвечаю на письма, если ответ занимает не больше минуты. Остальные либо удаляю, либо помечаю “прочитать позже”, ранжирую по степени важности. До 9 готовлю себе завтрак из овощей, как советовал Тим Феррис. Этот процесс настраивает на рабочий лад. К 10 утра, минут за пятнадцать добираюсь в офис, где с партнёром мы общаемся с работничками, звоним клиентам, отвечаем на важную почту, обсуждаем планы, рисуем в Фотошопе и на бумаге — работаем в общем.
Днём встречи, кофе где-нибудь в кафе, коих в Окленде предостаточно (я — можно назвать это хобби — люблю новые места). С середины дня до вечера спорт и личные дела. Ближе к ночи — повторный “бизнес-заход”, общение с российскими клиентами/исполнителями.
Я стараюсь меньше засиживаться допоздна, в данный момент размышляю о том, как эту часть процесса оптимизировать. В человека очень мало дел, которые не могут подождать до утра.
Стас, что вы можете посоветовать начинающему свой бизнес в Новой Зеландии россиянину?
Не лезть в чужой монастырь со своим уставом. Внимательно смотреть и слушать. Здесь свои методы ведения бизнеса, свой деловой этикет.
Конечно, на примитивном уровне “дешево купить — дорого продать” сделка сработает, но для постройки здоровых деловых отношений нужно будет приложить усилия: начать говорить по-английски и смотреть матчи по регби.
Возможно, я не задала какой-то вопрос, ответить на который Вам бы очень хотелось – добро пожаловать: задайте его себе самостоятельно!
Вопрос — где узнать больше о том, как обстоят дела в Новой Зеландии? Ответ — в моём блоге на staskulesh.com, которому скоро исполнится 10 лет. Больше пяти лет я живу в Новой Зеландии и очень много написал об этой удивительной стране, где не только живётся свободно и дышится полной грудью, но и работается продуктивно и без преград.
P.S.: Продолжается голосование в конкурсе «Лучший блог на русском языке», куда этот блогу уже выбрали в финалисты. Если есть лишние десять секунд и вы хоть как-то порадовались моему блогу, проголосуйте, пожалуйста, тут. Уже поставили мне «плюс в карму» 1380 человек, которым огромное спасибо.
Оригинальный пост читайте, пожалуйста, здесь.