![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4312/gelionsk.8b/0_3bdee_27938d44_orig)
Конкурс на архитектурное оформление станции "Площадь Ленина", в центре г. Новосибирска, выиграл головной институт "Ленметрогипротранс" (Архитектор А.С.Гецкин), а на художественное - московский художник А.Н.Кузнецов (его фамилия, имя и отчество запечатаны на одном и мраморных панно, которые были набраны на складчатом рельефе по торцам платформы).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4313/gelionsk.8b/0_3bdf3_1b0f72dd_orig)
Архитектурное решение станции выдержанно в строгих лаконичных и объемных цельных формах, даже буквы на стенах должны быть монументальны. По концам платформенного участка выполнены так называемые "разломы" с повышенной высотой для демонстрации мощи сводчатой части и монументально-художественных картин.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/7/gelionsk.8b/0_3bdf2_9174da5d_orig)
На станцию запроектировано 4 входа с 9-ю лестничными спусками, из которых четыре встраивались в здания горисполкома (мэрия)...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4307/gelionsk.8b/0_3bdf0_aae84625_orig)
...высшей партийной школы (НГАХА)...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/7/gelionsk.8b/0_3bdef_653124e1_orig)
...краеведческого музея...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/8/gelionsk.8b/0_3bdf1_c41b65af_orig)
...и облпотребсоюза,
остальные два открытые: два - к скверу Оперного театра, два - банку и один - в Первомайский сквер.
Не построенными остались три встраиваемые в здания и один открытый лестничный спуски по экономическим причинам.
Перед началом строительства станции "Площадь Ленина" построили временный проезд между Первомайским сквером и зданием магазина "Орбиты" (Краеведческий музей).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4313/gelionsk.8b/0_3bdf4_58911d5d_orig)
8 апреля 1985 года.
Вбиваются первые сваи.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4313/gelionsk.8b/0_3bdf6_8279d2a7_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/7/gelionsk.8b/0_3bdf5_c4f7db42_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4210/gelionsk.8b/0_3bdf7_bc877e4_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4312/gelionsk.8b/0_3bdf8_258e71b3_orig)
5 мая 1981 года.
Механизированный щит перед проходкой тоннеля в-сторону "Площади Ленина"
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4213/gelionsk.8b/0_3bdf9_780b9180_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4210/gelionsk.8b/0_3bdfa_4e9cb979_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4310/gelionsk.8b/0_3bdfb_eb3d80e9_orig)
3 июня 1981 года.
Через 2 дня немеханизированный щит выйдет в эту камеру от станции "Октябрьская"
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4213/gelionsk.8b/0_3bdfc_5cfe1b1e_orig)
9 июня 1981 года.
Немеханизированный щит
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/8/gelionsk.8b/0_3bdff_1eda7f1a_orig)
11 июня 1981 года.
Щит выходит из тоннеля
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4311/gelionsk.8b/0_3bdfd_38d6bc19_orig)
13 июня 1981 года.
Камера для немеханизированного щита
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4211/gelionsk.8b/0_3bdfe_84fc2e71_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4314/gelionsk.8b/0_3be00_f346b84e_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4213/gelionsk.8b/0_3be01_8b7ca848_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4307/gelionsk.8b/0_3be02_3d321625_orig)
28 февраля 1982 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4311/gelionsk.8b/0_3be03_855e0c3a_orig)
12 марта 1982 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4212/gelionsk.8b/0_3be04_6e1b9822_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4211/gelionsk.8b/0_3be05_8353ede8_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2914/gelionsk.8b/0_3be06_952b862_orig)
Сборка механизированного щита для проходки к станции "Красный проспект"
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/7/gelionsk.8b/0_3be07_cd7c45b_orig)
13 марта 1982.
Вид из тоннеля в сторону "Площади Ленина" ближе к "Дому книги"
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4310/gelionsk.8b/0_3be09_353a44d7_orig)
Март 1982 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4212/gelionsk.8b/0_3be0a_8311f203_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4212/gelionsk.8b/0_3be0c_b4cd1006_orig)
Маркшейдеры геодезисты. Тахеометр-ЭОТ-2000
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/7/gelionsk.8b/0_3be0d_9cf73142_orig)
Август 1982 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4312/gelionsk.8b/0_3be0e_468fcf58_orig)
Бетонируется основание для выполнения последующих монтажных работ
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/8/gelionsk.8b/0_3be0f_330a9a91_orig)
23 января 1983 года
Въезд на стройплощадку
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4214/gelionsk.8b/0_3be10_e3998282_orig)
Строительство платформенного зала.
Видна арочная опалубка.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4209/gelionsk.8b/0_3be11_6ea40ec_orig)
Хотя уже монтируется платформенный зал, котлован еше не весь выбран.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4310/gelionsk.8b/0_3be12_d76fc6d3_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4312/gelionsk.8b/0_3be13_327bc103_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4213/gelionsk.8b/0_3be14_ab9772a5_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4214/gelionsk.8b/0_3be15_d7361816_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4210/gelionsk.8b/0_3be16_480c440_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4210/gelionsk.8b/0_3be17_5cd07dd8_orig)
12 марта 1983 года.
Справа идет монтаж немеханизированного проходческого щита в сторону станции "Красный проспект"
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9/gelionsk.8b/0_3be1c_785defb0_orig)
24 апреля 1983 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4307/gelionsk.8b/0_3be18_4bfd173_orig)
4 мая 1983 года.
Лозунг-призыв.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4311/gelionsk.8b/0_3be19_6d79d872_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4313/gelionsk.8b/0_3be1a_e0bbb0a2_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4309/gelionsk.8b/0_3be1b_ee92ed9_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4207/gelionsk.8b/0_3be1d_8535d748_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/55/gelionsk.8b/0_3be1e_97f3f11d_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4209/gelionsk.8c/0_3be1f_d62f70f2_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6/gelionsk.8c/0_3be20_ac83fa93_orig)
29 июня 1983 года.
Выдергивание свай на Октябрьской магистрали где была построена вентшахта.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4209/gelionsk.8c/0_3be22_53f2054d_orig)
Ноябрь 1983 года
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9/gelionsk.8c/0_3be23_3ce4626b_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4308/gelionsk.8c/0_3be24_f2ab848b_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2914/gelionsk.8c/0_3be25_aea9fb8b_orig)
В апреле 1985 года начался монтаж эскалаторов.
На станции имеется эскалаторный спуск из трех лент. Каждая лента длиной 15 метров.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6/gelionsk.8c/0_3be26_5bd2cf22_orig)
По существующим в то время нормам эскалатор в вестибюле, со стороны мэрии, не требовался, т.е. можно применить лестницу, но выполнено было решение архитектора.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4211/gelionsk.8c/0_3be27_b9c41520_orig)
31 марта 1985 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4208/gelionsk.8c/0_3be28_725950a8_orig)
Строительство подземных переходов у здания госбанка.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/55/gelionsk.8c/0_3be29_81414ba9_orig)
Выход к Вокзальной магистрали
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/55/gelionsk.8c/0_3be2a_a07fb07e_orig)
выход к Госбанку
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4308/gelionsk.8c/0_3be2b_1221a458_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4214/gelionsk.8c/0_3be2c_cc270d23_orig)
Вид на площадь со стороны мэрии
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4312/gelionsk.8c/0_3be2d_1ce3362b_orig)
Вид на площадь со стороны госбанка
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4309/gelionsk.8c/0_3be2e_2bc75bb4_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4308/gelionsk.8c/0_3be2f_96e40676_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9/gelionsk.8c/0_3be30_6ebda332_orig)
Выход к скверу Оперного театра
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/8/gelionsk.8c/0_3be31_b6f37737_orig)
Благоустройство Красного проспекта
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4310/gelionsk.8c/0_3be32_84d77adf_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9/gelionsk.8c/0_3be33_87267eaa_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/55/gelionsk.8c/0_3be34_b7e28e5e_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4209/gelionsk.8c/0_3be35_dd6459a0_orig)
19 октября 1985 года.
Асфальтирование площади Ленина
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4208/gelionsk.8c/0_3be36_91d8653_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9/gelionsk.8c/0_3be38_de774894_orig)
2 ноября 1985 года бригады СУ-3 "Дорстрой" завершили благоустройство территории площади.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4208/gelionsk.8c/0_3be3d_876f968e_orig)
7 ноября 1985 года вновь открылось транспортное движение.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4211/gelionsk.8c/0_3be3a_65deef_orig)
7 января 1986 года в 18:00 на станции состолся городкой митинг, посвященный вводу в эксплуатацию пускового комплекса первой очереди Новосибирского метрополитена.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4207/gelionsk.8c/0_3be39_f1658531_orig)
Передача символического ключа начальником Управления строительства "Новосибирскметрострой" С.А.Смирновым начальнику метрополитена Ю.С.Лелекову.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/8/gelionsk.8c/0_3be3b_1faa9b8b_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4211/gelionsk.8c/0_3be3c_a9f11fb_orig)
В первые дни после открытие разменные автоматы наполнялись к исходу каждого часа.
Фотографии станции "Площадь Ленина" в наше время
За предоставленный материал благодарю:
- Музей Новосибирского метрополитена (В частности Л.Г.Рябкову);
- "Новосибметропроект";
- старшего инженера по противопожарной профилактике Новосибирского метрополитена - С.А.Чупахина;
-
Дмитрия Аксенова;
-
Константина Ощепкова.
Навигация по Новосибирскому метрополитену:
На главную страницу
Поиск по сайту