![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4308/gelionsk.8f/0_3bfd4_434c7902_orig)
Художник В.П.Сокол был одним из тех, кто принимал участие в оформлении станций Новосибирского метрополитена: "Мне предстояло оформить станцию "Речной вокзал". Доверили именно это дело, наверное, вспомнив, что я создавал интерьер гостиницы "Обь" и речного вокзала. Мол, тема одна, опыт есть - давай, берись смело. Но не все оказалось так просто.
"Речной вокзал" - станция, многим отличающаяся от других сооружений пусковой очереди. Не раз бывал в гостях у строителей, присматривался, как они ее возводят, и искал решение.
И вдруг пришло такое решение: станция - большой плывущий по Оби корабль; через расположенные на его "бортах" иллюминаторы видны преобразованные трудом советских людей берега, древние сибирские города, новостройки.
Десять окон-иллюминаторов. И словно десять сибирских городов встречаются на пути - Новосибирск, Омск, Бийск, Барнаул, Томск, Новокузнецк, Сургут, Тюмень, Тобольск, легендарная Мангазея.. И решить это надо ярким цветным витражом.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4210/gelionsk.8f/0_3bfd5_c4413cd5_orig)
По техническому проекту станция предусматривалась с островной платформой под улицей Зыряновской и двухпутной железной дорогой южного направления.
В рабочих чертежах решение было в корне пересмотрено: станцию разместили между железнодорожными путями и ул. Большевистская на стыке с метромостом, на котором расстояние между осями путей - 4,2 м.
Особый интерес вызывало проектное предложение пассажирского павильона, который располагается над железнодорожными путями с уровнем пола в отметках ул. Зыряновской.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4310/gelionsk.8f/0_3bfd6_2e2920d1_orig)
12 апреля 1983 года.
Начало земляных работ на станции
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4309/gelionsk.8f/0_3bfd7_f667f07f_orig)
29 июня 1983 года.
Строительство станции велось в открытом котловане, крутые стены которого удерживались самой экономичной нагельной крепью, которую запроектировали по разработке кафедры "Тоннели и метрополитены" НИИЖТа (автор Ю.Н.Савельев)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4312/gelionsk.8f/0_3bfd8_35802307_orig)
Вестибюль со стороны ул. Большевистской - наземный, платформенный участок уходит с уклоном под землю...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9/gelionsk.8f/0_3bfd9_ec21de4f_orig)
...и уже за пределами станции перегонные тоннели пересекают железнодорожные пути ниже уровня головки рельса.
Тогда создалась критическая ситуация для строительства станции и перегонных тоннелей нужно было проходить из котлована станции, которого еще не было. Нужно было принять экстренные меры, чтобы завершить строительство станции в срок. Пришлось изменять организацию работ, предусмотренную проектом. Проходка тоннелей была осуществлена от станции "Октябрьская" вниз под уклон. Это дало возможность одновременно проходить тоннели и строить станцию.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4210/gelionsk.8f/0_3bfda_a088ca06_orig)
25 октября 1983 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4210/gelionsk.8f/0_3bfdb_52c540c_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6/gelionsk.8f/0_3bfdc_7d49dc49_orig)
Большинство пристанционных сооружений размещено не по оси трассы.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2914/gelionsk.8f/0_3bfdd_a3d91022_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4307/gelionsk.8f/0_3bfdf_ca9bb24c_orig)
5 июня 1984 года.
В связи с боковым расположением сетевой тяговой подстанции была сооружена эстакада для козлового крана, для перекрытия применялись мостовые балки.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4207/gelionsk.90/0_3bfe1_98e66646_orig)
24 августа 1984 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4213/gelionsk.90/0_3bfe2_8b5f3207_orig)
Вид со стороны ул. Большевистская
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4311/gelionsk.90/0_3bfe3_f1518d66_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4309/gelionsk.90/0_3bfe5_1795c58d_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4211/gelionsk.90/0_3bfe6_31e759e5_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4313/gelionsk.90/0_3bfe7_4151aed6_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4311/gelionsk.90/0_3bfe8_ef461e3f_orig)
На станции имеются эскалаторные спуски со стороны Большевистской длиной 17 метров, со стороны железнодорожной платформы - 15 метров.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4311/gelionsk.90/0_3bfe9_11648e6e_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4314/gelionsk.90/0_3bfea_d5ac59c2_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4210/gelionsk.90/0_3bfeb_fd1db762_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4209/gelionsk.90/0_3bfec_1cdf4c1a_orig)
От "холодного" метромоста, который практически входит своей правобережной эстакадой в вестибюль, станция защищена воздушно-тепловой завесой.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2914/gelionsk.90/0_3bfed_fee002c5_orig)
20 июня 1985 года завершено сооружение тоннелей под железной дорогой на примыкании к станции.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/55/gelionsk.90/0_3bfe4_e3e0e19_orig)
19 октября 1985 года
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4211/gelionsk.90/0_3bfee_290be6f7_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4210/gelionsk.90/0_3bfef_1378cd91_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4309/gelionsk.90/0_3bff0_5ccefddb_orig)
24 октября 1985 года
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4208/gelionsk.90/0_3bff1_3bdef2cf_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4307/gelionsk.90/0_3bff2_565f83b_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/7/gelionsk.90/0_3bff3_92ef6bc6_orig)
Через железнодорожные пути в сторону улицы Зыряновская проектом предусмотрен переходной мост.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4211/gelionsk.90/0_3bff4_35bb354b_orig)
Фотографии станции "Речной вокзал" в наше время
За предоставленный материал благодарю:
- Музей Новосибирского метрополитена (В частности Л.Г.Рябкову);
- "Новосибметропроект";
- старшего инженера по противопожарной профилактике Новосибирского метрополитена - С.А.Чупахина;
-
Дмитрия Аксенова;
-
Константина Ощепкова;
Навигация по Новосибирскому метрополитену:
История Новосибирского метрополитена (1979-1992):
Карта съемок
Поиск по сайту