Большая Тёрка / Мысли / Личная лента katehon /
Продолжение обсуждения реакции рынков на заседание ФРС:
Прошли сутки с момента заседания Федеральной резервной системы США и ситуация на финансовых рынках кардинально изменилась. Вместо осторожного, сдержанного оптимизма, случился острый приступ пессимизма. Если вчера на сообщении об итогах заседания ФРС рынок ощутимо вырос, то сегодня он резко упал. На момент написания этого текста падение составляло: по индексу Dow – -250.85 (-2.36%), по S&P 500 – -30.17 (-2.69%), по индексу Nasdaq – -67.81 (-2.98%). Что же такое случилось за это время?
Во-первых, вышли статистические данные по дефициту внешнеторгового баланса. Торговый дефицит США вырос на 18,8% в июне до $49,9 млрд., сообщило министерство торговли. Это самый большой месячный дефицит торгового баланса с октября 2008 г., когда глобальная торговля замерла после краха Lehman Brothers. Дефицит торгового баланса оказался значительно больше, чем консенсус-прогноз экономистов Уолл-стрит ожидавших увидеть данный показатель на уровне $42,5 млрд. За отчетный период импорт в США увеличился, а экспорт сократился. Торговый дефицит США с Китаем расширился до $26,2 млрд. в сравнении с $18,4 млрд. в том же месяце прошлого года. Это самый большой дефицит торгового баланса с Китаем, с октября 2008 г. Фактически, эти данные показывают, что дела идут много хуже, чем многим бы хотелось.
Во-вторых,
становится понятно, что предложенные ФРС новые меры стимулирования на фоне таких событий – капля в море. Денег, вырученных ФРС от находящихся на ее балансе облигаций и без того не слишком много, так их еще и направят, фактически, в бюджет, из которого они, скорее всего, пойдут на социальную поддержку наиболее бедных слоев населения. Которые вряд ли начнут вкладывать деньги в фондовый рынок.
В-третьих, по зрелому размышлению, предложенные меры страдают одним существенным недостатком: они не дают ничего нового по сравнению с тем, что уже сделано. Грубо говоря, уже выяснилось, что лейки и совки недостаточны для тушения пожара в небоскребе и подвоз еще дюжины леек и десятка совков ничего не изменит. Народ явно потребовал чего-то нового – и этого нового не получил.
В-четвертых, вышли данные по экономике Китая. Хотя они и не относятся непосредственно к США, но многомесячный пиар (это был именно пиар, к реальности это утверждение имеет слабое отношение) того мнения, что экономика Китая «вытянет» своим спросом всю мировую экономику, в том числе и американскую, стали общим «фактом». И, как следствие, как только стало известно, что темпы роста Китая существенно замедляются, это стало дополнительным фактором массового пессимизма.
Отметим еще одно обстоятельство, за эти сутки существенно, более чем на 2% вырос доллар США. Казалось бы, это тяжелый бред, экономика США в кризисе, фондовые рынки падают - а доллар растет. Но погодите удивляться. Дело в том, что современная мировая экономика представляет собой единый кластер с центром в США. И главным ее двигателем является совокупный спрос внутри США, спрос, выраженный в долларах. По мере развития кризиса, по мере спада спрос, преимущество будут иметь те, кто ближе к источнику спроса. То есть – к США.
И Европа, и Япония, и Китай значительную часть прибылей в своей экономике получают за счет продаж в США. По мере сокращения этих продаж, экономики этих стран будут падать быстрее, чем американская, про валюты и говорить нечего. Другие страны, такие, как Россия, по отношению к американскому спросу даже не вторичны, а третичны. И это значит, что на первых стадиях развития кризиса, пока спрос в США еще составляет значительную часть мирового совокупного спроса (а сегодня эта цифра, по разным оценкам, по паритету покупательной способности, доходит до 40% от общего объема спроса в мировой экономике), доллар будет расти, а не падать. Отметим, что этот эффект будет частично компенсировать общий спад спроса в США.
Разумеется, будет действовать и противоположный эффект, связанный как раз с программами поддержки экономики со стороны денежных властей. Поскольку программы эти, по большому счету, состоят в выкупе Федеральной резервной системой у банков обесценившихся ценных бумаг по их номинальной стоимости, то есть, фактически, в замене на балансах банков мусорных активов на реальные деньги, в экономике долларов будет становиться все больше. Теоретически, актив, объем которого на рынке растет, должен падать в цене. Однако темпы этого спада могут быть разными, поскольку банки могут какое-то время держать эти средства на своих корсчетах и не выводит их в систему денежного обращения. Тем не менее, и за счет уже действующих программ, и за счет новых, еще пока не объявленных (да и за счет тех, которые никогда не будут объявлены) доллар может начать падать. По этой причине я бы не стал категорически утверждать, что углубление кризиса неминуемо вызовет рост американской валюты.
В любом случае, рост доллара усиливает экспортные позиции Европы и Японии (у Китая, как известно, курс юаня фиксирован). Недаром Бернанке и Гайтнер, после резкого падения евро решили отыграть ситуацию в противоположном направлении: слишком уж большой кусок американского спроса отхватили в результате этого спада европейские производители. Но, как мы видим, не все так просто: доллар как-то не очень хочет опускаться.
В общем, все эти, и, конечно, многие другие соображения пришли в голову игрокам на фондовом рынке – и они сделали свои выводы. Выводы для рынка не самые оптимистичные. Как отреагируют денежные власти США – большой вопрос, и будут ли они реагировать вообще, в конце концов, не исключено, что завтра у игроков будет острый приступ оптимизма. Но в любом случае, на объективные процессы, проистекающие в экономике, это все повлияет не слишком сильно. Собака лает – караван идет.