Друзья

Её(0) Общие(0) Хотят дружить(1)

Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Lutika /


Lutika

Еще раз о многоликой "собаке"

http://nauka.relis.ru/07/0306/07306074.htm

С возникновением и распространением электронной почты значок "@", применяемый для разделения полей "кому" и "куда" в почтовом адресе абонента, приобрел поистине всемирную известность. Журнал уже сообщал о некоторых фактах, связанных с этим символом (см. "Наука и жизнь" № 7, 1999 г.), но "биография" популярного знака постоянно пополняется. Рассказывает старший научный сотрудник Института информатизации образования РАО Дмитрий Юрьевич Усенков.

Значок "@", официально именуемый "коммерческое at" и обозначающий в английском языке предлог "at", обязательно присутствует в любом адресе e-mail, отделяя имя владельца электронного почтового ящика ("аккаунт") от доменного имени почтового сервера, на котором этот ящик открыт.

"Собака" Ru

alt

В России пользователи чаще всего называют символ "@" "собакой", из-за чего e-mail'овские адреса, образованные от личных имен и фамилий, приобретают иной раз слегка обидное звучание. Даже анекдоты подобного характера ныне в ходу. Вот, например, какой электронный адрес придумали участники одного из КВНов: "chubajs@sveta.net".

Но все же: почему именно "собака"? Существует несколько версий происхождения этого забавного названия, и, какая из них верна, определить сложно. С одной стороны, значок действительно похож на свернувшуюся калачиком собачку. С другой - отрывистое звучание английского "at" немного напоминает собачий лай. Но самой правдоподобной выглядит легенда, бытующая "в околокомпьютерных кругах".

Давным-давно, когда компьютеры были большими, а дисплеи - исключительно текстовыми, жила-была популярная игра с немудрящим названием "Adventure" ("Приключение"). Смыслом ее было путешествие по созданному в памяти компьютера лабиринту в поисках сокровищ и сражения с вредоносными подземными тварями. При этом лабиринт на экране был нарисован символами "!", "+" и "-", а играющий, клады и враждебные монстры обозначались различными буквами и значками. Причем по сюжету у игрока был верный помощник - пес, которого можно было отправлять в катакомбы на разведку. И обозначался он конечно же значком "@".

Это ли стало первопричиной общепринятого ныне названия, или, наоборот, значок был выбран потому, что уже так назывался, - об этом легенда умалчивает.

Справедливости ради надо отметить, что в России "собака" называется также собачкой, лягушкой, плюшкой, ухом, бараном и даже крякозяброй.

"Собака" историческая

В официальной истории Интернета (а таковая существует уже давно) принято считать, что возникновением "@" в электронном почтовом адресе мы обязаны американскому инженеру - компьютерщику Рэю Томлинсону, который в 1971 году отправил по сети первое в мире электронное послание. Поскольку в этот момент он вынужден был выступать сразу в двух ролях - и отправителя и адресата, то и вид электронного адреса ему пришлось выдумывать самому. Чтобы избежать путаницы в написании имен, в качестве "разделителя" он выбрал на клавиатуре значок, заведомо не встречающийся в именах и фамилиях. Но использовать символ на клавиатуре можно лишь в том случае, когда он там уже есть. Откуда же появилась соответствующая клавиша?

Оказывается, это - "наследство" клавиатуры пишущих машинок. Уже в 1885 году первый в истории "Ундервуд" был оснащен клавишей с символом "@", которую спустя 80 лет и унаследовал компьютер. Но это, так сказать, история новейших времен. На самом же деле символ "@" происходит, по меньшей мере, из раннего Средневековья.

Благодаря изысканиям итальянского исследователя Джорджио Стабиле в архивах Института экономической истории города Прато близ Флоренции был обнаружен документ, где впервые в письменном виде встречается интересующий нас знак. Документ оказался датированным 1536 годом письмом флорентийского торговца, в котором говорилось о трех прибывших в Испанию торговых кораблях. В составе их груза фигурировали емкости с вином, обозначенные символом "@".

Проанализировав данные о ценах на вино и о вместимости средневековых сосудов и сопоставив их с системой мер того времени, ученый пришел к выводу, что значок "@" использовался в качестве мерной единицы, заменяющей слово "anfora", то есть "амфора". (Именно так со времен античности называлась универсальная мера объема). Так что корни "родословной" современного почтового значка буквально теряются в седой древности.

"Собака" разноязыкая

Пользователям Интернета в других странах нравятся самые разные названия для значка "@". Так, в Америке и Финляндии его часто именуют "кошкой", в Китае - "мышонком", в Германии - "обезьяньим знаком", в Швеции и Дании сравнивают с хоботом слона, в Венгрии и Норвегии - с червяком и даже поросячьим хвостиком, а в Испании - со спиралеобразной конфетой, популярной на острове Майорка.

Даже на международном языке эсперанто символ электронной почты получил свое название. Там он именуется "улиткой".

Д. Усенков.

1 комментарий

Atrinax

Lutika,

Причем по сюжету у игрока был верный помощник — пес, которого можно было отправлять в катакомбы на разведку. И обозначался он конечно же значком «@»

Речь идет о Rogue‑like играх. В игре ADOM и Nethack, например, @ — сам игровой персонаж.