Большая Тёрка / Мысли /
Где вы видите себя через 5 лет, а где наоборот не видите? Почему?
Прислал(а) missgriim
Вопрос о том, как будет выглядеть мир музыки в 2015-м (на него ответить сложно), сводится на самом деле к двум другим (на них ответить легко).
Первый вопрос: будем ли мы, сегодняшние взрослые, а не 8 — 10-летние дети, тащиться от той музыки, которая будет новой в 2015-м? Ответ: нет. Нас, повзрослевших, постаревших, еще больше обалдевших, она вставлять не будет. Нам на нее будет наплевать, как и на тогдашних 20-летних, которые будут от нее без ума.
Второй вопрос: появятся ли новые форматы, они же стили, они же музпространства, дискриминирующие все остальное?
Тоже хочется сказать, что нет. Точнее, слова-то какие-нибудь будут, но соответствующая им музыка удивительной и новой казаться не будет, как сегодня не кажется особенно уникальным дабстеп тому, кто до того наслушался джангла, даба и техно. Иными словами, новая музыка будет ремейком уже известной или гибридом нескольких стилей. А возможности для гибридизации не бесконечны, и сенсацией эти гибриды не станут — они быстро усвоятся и рассосутся.
Эта тенденция — тенденция безжалостного рассасывания — не дает поверить, что из какого-то прорывного явления разовьется деревце, которое будет расти и ветвиться, а новое поколение слушателей поселится на его ветвях и будет плевать на всех остальных. Деревца почему-то перестали прорастать. Импульсы быстро разглаживаются. Эмо превратился в обычный инди-рок, и неофолк стремительно мутирует в инди-рок. Лет через пять-семь Gang Gang Dance, The Chemical Brothers и Beck будут звучать примерно одинаково. А даже если саунд этих уважаемых коллективов не уравняется, то они все равно окажутся в едином поле — они, собственно, и сейчас уже в нем находятся. Это поле, стихию инди-рока, уже ничем не проймешь. Никакие протуберанцы ее не покинут, она все выплески и маргиналии всасывает в себя обратно.
То же самое относится и к хаусу, техно, к хип-хопу — ко всему.
Время не лечит
Легко догадаться, что будет через семь лет: отступи на семь лет назад, сравни с сегодняшней музыкой, выбери, что есть и там и там — это и продолжит существование в следующем десятилетии. Metallica никуда не денется. Никуда не денутся Radiohead, Foo Fighters и Бьорк. По-прежнему самыми великими группами будут «Битлз» и «Нирвана». Фанк так и останется далекой приманкой, которая дается почему-то не всем. Останется море брит-попа, всякого «нового рока», немножко японского рока. Джаз под электрогрув. Электронные обработки этнической музыки, черт бы их побрал.
Эта ситуация напоминает фиксацию звука и вида инструментов европейского симфонического оркестра. Фортепиано, скрипка, виолончель, флейта, гобой, кларнет, фагот, контрабас. То же самое — сонграйтерский поп, металл, панк, эмбиент, хип-хоп. Эти стили на самом деле — инструменты поп-музыки, их спектр или даже пасьянс заполнен и состоялся. И состоялись классические примеры музыки для каждого инструмента, равняясь на которые новичкам следует себя натаскивать. Система застывших инструментов и классиков принуждает каждое новое поколение к арт-року — на своем инструменте, в своей дисциплине. Ресурс провинциальных меланхоликов, их отчаяния, их язвительности по поводу идиотизма взрослой массовой культуры неисчерпаем, вот они и бегают с классиками наперегонки в классических дисциплинах грува, риффа, бита и сонграйтерства.
Возможен, правда, феномен неожиданного возрастания насущности, отчаяния, серьезности в рамках старой, китчевой и изолгавшейся дисциплины. Когда молодой поэт полностью погружен в какую-то музыку, за пределами которой он ничего интересного не видит, то огонь и боль его души вкладывается в находящуюся в его распоряжении форму. Она доходит до оглашенного китча, гипертрофируется и начинает выражать что-то ей совсем не свойственное. Становится другой, потому что кто-то начинает говорить о главном и орать на языке, на котором это до того было невозможно. Это прорывается соул.
Примеров тому масса. Прорыв соула в танцевальной музыке 1930-х привел к джазу. Есть примеры в испанском фламенко и в музыке мексиканских мариачи. Советские постпанк-группы «Аквариум», «Центр», «Звуки Му» были соулом советских ВИА. Madlib — это соул современного хип-хопа. На выплеск соула всегда есть надежда. Кстати, именно хип-хоп его, как кажется, больше всего провоцирует. Музыка будущего — это именно хип-хоп, потому что хип-хоп — это самый простой транспортер трех вещей: грува, буханья и, главное, текста. Хип-хоп —самый убедительный и живучий гибрид литературоцентричности и саунд-дизайна. На самом деле инди-рок и сонграйтерская музыка — это просто плохо сделанный и стыдливо замаскированный хип-хоп.
В машине я слушаю единственную станцию — кельнское студенческое кампус-радио. Вроде бы это радость всякого молодого человека. Шквал самой разной актуальной музыки. Если ее слушать долго, каждый день час-полтора (что мне пару последних недель удавалось), то понимаешь, что слушать эту вялость и робкую вымученность совсем неинтересно. Мой хит-парад состоит из трех позиций, и по ним видно, что имеет шанс в будущем, в чем еще есть ресурс. На третьем месте — вся музыка радиостанции: если все это исчезнет, будет совсем не жалко. На втором — этно-поп, рэпующие под духовой оркестр цыгане, афроэлектрорегги, ресурс дикого и ангажированного голоса поющего на непонятном языке. На первом месте, к сожалению, песенка про «hungry, hungry, hungry for you» The Cure. Роберт Смит поет, прикрикивая, повизгивая, подвывая, захлебываясь, — такого больше не будет никогда, такого нет ни в каких других сегодняшних группах; актуальные то ли этого не хотят, то ли не могут, им не с чего повизгивать, у них нет того, что было у постпанка. Соула.
Кто съест музыку?
Кажется, что сейчас наступают новые времена. Три тенденции очень заметны. Во-первых, mp3. Для будущего очень важно, будет ли возможность каждый день загружать пять альбомов в лосслесс-качестве, слушать их, давать интересное друзьям, а на следующий день снова. А хотя бы и не в лосслесс, а в mp3. Прорва музыки не только перекашивает голову тебе, она вырабатывает зависимость и сильно влияет на то, что происходит в музыке, которая делается сегодня, на то, как она воспринимается. Никто не верит, что разгул бесплатной музыки может быть остановлен, но мне кажется, что это возможно. Но даже я не могу представить себе, что сегодняшние даунлоадеры послушно пойдут в магазины покупать CD. Какую музыку они будут покупать? Смешно. Победа над даунлоадерами будет концом звукоиндустрии.
Во-вторых, живая музыка, концерты и пати. Их явно стало больше, а концерты стали куда более театрализованными, иногда похожими на мюзикл, на детсадовскую пародию на концерт Мадонны. Понятно, что музыкантам надо зарабатывать деньги, и концерты для большинства — это единственная возможность это сделать. Было бы интересно, если бы живая музыка съела записанную, то есть музыканты перестали бы совсем выпускать звуконосители, а играли бы только живьем. Не раз в четыре года новый альбом, а раз в два года новое концертное шоу. Кажется очевидным, что концертный бум через несколько лет пройдет. В середине 2010-х о нем будут вспоминать с кислой улыбкой.
Третья тенденция — это обеднение общества, появление новых бедных. Для них есть новое слово — «прекариат». Прекариат — это аналог пролетариата постиндустриального общества. К прекариату относятся социально незащищенные, выпавшие из своего слоя, безработные или работающие за гроши. Это далеко не только самый низ общественной пирамиды — бездомные, уличные сумасшедшие. Выпавшие существуют везде, в любом слое — разорившиеся предприниматели, обедневшие аристократы, выгнанные за долги на улицу отцы семейства или художники-неудачники. Это новые изгои. Их становится заметно больше: если разразится крупный экономический кризис, их станет очень много. На музыку это влияет так, что музыка мидл-класса тупеет, грубеет, становится гопнической, недифференцированной. Вместо саундрафинада, иронии и игры с разными стилями — так называемая уличная правда. Она, конечно, восстановит ресурс злобы и отчаяния, от которого сегодня практически ничего не осталось.
[видео]
I walk down the staircase,
magnetic pull.
Back to the other place
that I cannot go.
I’m sending a chopper,
to steal you away.
The pot is full,
let me take control,
let me take control.
The pot is full
of secrets to be told,
secrets to be told.
Out of orbit
and I always will.
The pot is full,
let me take control,
let me take control.
The pot is full
of secrets to be told,
secrets to be told.