Друзья

Его(8) Общие(0) Хотят дружить(1)


  • I-Cried

  • nikkisantorro

  • olgason3

  • sergeytaratanov

  • slava-slava

  • SmaRT92

Ещё →

Враги

Его(0) Общие(0) Обиженные(1)

Большая Тёрка / Мысли / Личная лента taratanovs /


taratanovs

Откомментировал фильм «Дайте жалобную книгу»

«Если это наше прекрасное завтра, то вы – наше ужасное вчера!». Эта фраза, сказанная молодым «прогрессивным» директором ресторана чиновнику-ретрограду – ключевая для всего фильма. В самом же фильме, снятом в 1961 году, собраны все ключевые идеи эпохи 60-х – эпохи, когда Юрий Гагарин полетел в космос, когда Н.С. Хрущев объявил о том, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», когда всем очень хотелось оставить позади все старое и окостеневшее (ассоциировавшееся, кстати, с разоблаченными ужасами сталинской поры), а в воздухе витало предвкушение перемен и ощущение свободы.
Эта, пусть относительная, но все же свобода, очевидно, и позволила Э.Рязанову и его актерам под рубрикой позволенной цензурой критики «кое-где еще имеющихся у нас отдельных недостатков» создать целую галерею калоритнейших, этаких типично советских комических персонажей. Таких, как рявкающая на посетителей официантка Клава, или принципиально нерасторопная буфетчица, взирающая на клиентов с тем особым высокомерием, которое было присуще только советским работникам общепита, или угрюмо хамящий продавец, или продавец, рассыпающийся в любезностях перед начальством. Впрочем, многие отрицательные (но при этом очень обаятельные, как и в других комедиях Рязанова) персонажи, по законам соцреализма «перевоспитываются» под напором всего молодого и нового. Собственно, ресторан «Одуванчик», превращающийся в конце фильма из заведения с грубыми официантками и кичевыми «шикарными» интерьерами (алые бархатные портьеры, колонны) в молодежное кафе, где танцуют твист – это арена борьбы отжившего и нового, старого и молодого. И, конечно же, молодое и новое побеждает. Пафосный бархат и мещанский плюш обдираются, псевдомраморные колонны безо всякой жалости разрушаются студентами- энтузиастами .
Современный зритель кое-где уже не смеется, а лишь снисходительно улыбается наивности юмора. Кое-какие шутки он может оценить как действительно очень остроумные и тонкие (вообще, рязановское остроумие – это особый вид юмора, столь же специфического, как например, английский) и посмеяться. И, разумеется, получить удовольствие от игры талантливейших советских актеров. И увидеть волшебный и давно утраченный мир, в котором завтра всегда прекрасно, молодость всегда влюблена, полна идей и энтузиазма, а творческие замыслы всегда воплощаются в жизнь. И остаться совершенно очарованным.