Тёрка в тагах


Друзья

Его(15) Общие(0) Хотят дружить(0)


  • but1k

  • DeDMaxopka

  • DiamonD-126

  • GreenStyle

  • katehon

  • MaN1MaN

Ещё →

Враги

Его(60) Общие(0) Обиженные(13)


  • 20176

  • 39644

  • 70470

  • 97204

  • Alekceu

  • Aliens13

Ещё →

Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Savenko /


Savenko

Ну гениален, просто гениален))

книги

Вначале, когда сущность действительности еще не раскрыта познанием, мыслью, действительность по преимуществу выступает как существование, сущее как та­ковое, сущность которого еще не раскрыта.

читать далее

По мере продвижения процесса позна­ния мысль все больше раскрывает сущность действительности в понятиях. При этом все эти «сущности», понятийные определения (Wasbestimmtheiten) — это «предикаты» той действительности, которая с самого начала выступает как ис­ходное для познания, как подлежащий раскрытию объект, Как уже говорилось, бытие, сущее — всегда субъект, никогда не предикат. Но каждое это сущее имеет ту или иную сущность (Wasbestimmtheit), т. е. собственно, точнее, не сущность, а качества. Сущность сначала есть качественная определенность сущего, затем сущность получает более специфическое содержание, отличное от простой ка­чественной определенности. Здесь намечается линия развития от качественной определенности сущего к его сущности в более специфическом смысле слова.

Основной ход идеализма заключается в превращении предикатов в субъекта:

сущность рассматривается как данное (идеи), а под вопросом оказывается преди­кат — существование. Это означает признание приоритета мысли перед бытием:

оказывается под вопросом самое бытие сущего, его существование. На самом деле под вопросом всегда в конечном счете предикаты, а не субъект. Вопрос заключа­ется в том, что есть бытие, а не есть ли оно, под вопросом его сущность, а не его бытие. Сущность — это всегда сущность чего-либо сущего (и возможность друго­го сущего). Сущность как нечто данное до существования, о существовании чего можно спрашивать, суть нечто идеальное, она существует лишь как мысль по­знающего. И вопрос о существовании сущности в этом смысле есть вопрос о соот­ношении мышления и бытия. Неверно проецировать это соотношение сущности и существования, при котором сначала полагается сущность, в само бытие. Это — отношение идеального и реального, а не внутри реального.

Этот вопрос может иметь еще такой смысл: о сущности чего-то, что может су­ществовать в каких-то условиях, спрашивается, существует или может ли существовать оно при других условиях. Таким образом, вопрос ставится либо о сущно­сти чего-то существующего, либо о существовании какой-то сущности.

Таким образом, утверждается приоритет чувственности перед мышлением и приоритет существования перед понятийным определением сущности. Логиче­ский анализ состава знаний свидетельствует об этом приоритете чувственно не­посредственно данного существования перед сущностью, определяемой в поня­тии (идее).

В составе познания логический анализ обнаруживает под «покровом» понятий «окна», открытые в чувственно данную реальность, за нагромождением понятий­ных определений — неустранимую почву непосредственного контакта с существу­ющей действительностью. Эта отсылка к ней осуществляется в следующей форме.

1. Это(т), то(т), здесь, теперь, вот я (по отношению к апеллирующим к ним, ука­зующим на них) и т. д. Это не что иное, как встреча двух понятийно не специ­фицированных реальностей. У Гегеля имеет место их констатация и попытка их редуцировать в процессе понятийного мышления («Феноменология духа»), у Рассела, напротив, их нередуцируемость.

2. Собственные имена выступают как отсылка к единичному существованию. Собственные имена не могут быть устранены из системы знаний посредством «координат», как это делает Рассел. За собственными именами стоит отсылка к существованию посредством слов группы: вот он — Иван Петров; это конеч­ный или исходный способ введения собственных имен, задача которого — представить человека. Все другие способы, осуществляющиеся посредством «описания», предполагают в исходной точке этот. О собственных именах нельзя утверждать, т. е. выводить существование, потому что существование, и при­том существование индивида, собственным именем уже предполагается. Дей­ствительный путь познания ведет не от собственного имени к его существова­нию, а от существования индивида к его наименованию.

3. Качество есть качественная характеристика сущего. В генерализованных — обобщенно по функциональному признаку в понятиях определенных — каче­ствах, например цветов, звуков и т.д„ также содержится неустранимая апелля­ция к чувственно данному: вот оно — красное. Иными словами, в сущем нахо­дится отправной пункт — то, что анализируется, генерализуется, абстрагиру­ется и т. д. мышлением.

Генерализованные качества (красное) и есть отправной пункт, показ чего-то существующего, чувственно данного: «вот красное». Отправляясь от него, строятся общие положения — «описания». «Описания» означают наличие единичного суще­го, удовлетворяющего сформулированным в общем положении условиям, утвер­ждение существования, т. е. существует такой объект, который обращает данную пропозициональную функцию в истинное суждение. Превращение пропозицио­нальной функции в истинное суждение имеет своей предпосылкой наличие или существование соответствующего объекта. У Рассела дело выглядит так, как буд­то бытие, существование выступает как нечто производное от истины; на самом деле лишь существование соответствующего объекта может превратить пропозициональную функцию в истинное суждение, т. е. очевидна обусловленность исти­ны существованием.

По мере продвижения познания сфера понятийных определений и «описаний» все расширяется, все большее количество свойств объекта получают свое выраже­ние, определение в мышлении, в понятиях, но это никак не снимает лежащей в их основе сферы апелляции к непосредственно чувственно данному бытию (существо­ванию). Чувственно данное существование остается раз и навсегда необходимой предпосылкой всех понятийных определений «сущности». Приоритет чувствен­ности перед мышлением — это и есть приоритет существования перед сущностью.

С.Л. Рубинштейн «Человек и мир»

3 комментария

katehon

Savenko, проработал. Шикарный текст. Читал с удовольствием. Заметь, он вырос при громадном влиянии немецкой философии (учился всё‑таки в Германии). Я бы сказал, что он уже вплотную подходит к Хайдеггеру (который, если адекватно переводить его!!!, сделал в своих работах следующий шаг). Вот прямо видно, что они говорят на одном языке :-)))

Это мы не знаем немецкого, соответственно нам остаётся только доверять переводчикам. У Рубинштейна этого барьера не было.

2 комментария

Savenko

katehon,

Рубинштейн знал позицию Хайдеггера и её не признавал. В этой же книге есть его комментарии про это. Он действительно вырос на немецкой философии (докторскую защищал в Германии по Гегелю), но он её перерос: критиковал и опять же не признавал.

немцы все сплошь идеалисты, Рубинштейн как раз их больше всего и критикует за это))


Savenko

katehon, с Марксом там особая ситуация, правда. по нему отдельно надо разбираться)