![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4211/gelionsk.8d/0_3bee8_7f1ba834_orig)
Изображение кликабельно.В 1975 году было много споров вокруг прохода ветки метрополитена через пойму и русло Оби.
В числе основных возможных вариантов прорабатывались: пересечение Оби под руслом в гранитах с проходкой тоннелей горным способом, по метромосту, сооруженному выше Октябрьского коммунального моста, и по дну с отсыпкой последовательно островов с изменением русла Оби.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4213/gelionsk.8d/0_3bee9_3afb57ae_orig)
Сооружение обделки тоннелей метрополитена в пределах отсыпного острова должно было проводиться открытым способом. Город настаивал на прокладке тоннеля под дном реки.
Этот вариант поддержали и представители Гражданобороны - ведь в то время метро рассматривалось как потенциальное бомбоубежище на случай войны.
Кроме того по существующим тогда нормативам нельзя было располагать два моста так близко друг от друга. Поддержали и эксплуатационщики - они опасались, что в зимнее время вагоны метро, проходя по мосту и эстакаде, будут остывать, а при заходе в тоннели на них будет конденсироваться влага, что приведет к быстрому выходу подвижного состава из строя.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6/gelionsk.8d/0_3beea_9b9499c6_orig)
Специалисты Новосибгражданпроекта вышли с предложением проложить линию метро по Октябрьскому мосту. Однако реализация этого предложения потребовала бы закрытия движения по мосту как минимум на два года, на что руководство города не могло пойти.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4314/gelionsk.8d/0_3beeb_34d94175_orig)
Вспоминает начальник отдела проектирования конструкций В.А. Титов: "Мной разрабатывался вариант пересечения Оби по Октябрьскому мосту с устройством второго яруса моста. Проведенные расчеты конструктивных решений показали, что на существующих опорах можно выполнить опоры для второго яруса моста. Планировалось автодорожное движение выполнить по полотну второго яруса моста с эстакадными частями в сторону ГПНТБ и Горской, а по проезжей части проложить линии метрополитена и сохранить движение электротранспорта. В горисполкоме состоялось рассмотрение ТЭО метрополитена с широким участием специалистов. особенно запомнилось эмоциональное выступление К.К.Якобсона, одного из авторов Октябрьского моста, с критикой варианта с устройством над ним второго яруса, заявившего, что он не допустит, чтобы была нарушена архитектура и гармония Октябрьского моста, а если будет принят к строительству этот вариант, то он бросится с моста в Обь".
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/7/gelionsk.8d/0_3beec_1a8f33a1_orig)
При рассмотрении ТЭО в экспертизе вариант тоннеля глубокого заложения был отвергнут практически сразу, в основном из-за высокой стоимости. И тут возникла идея. Специалист института "Гипротрансмост" Рудомазин, который был в то время главным инженером проекта Димитровского моста, предложил использовать Октябрьский мост, но тоннели метро расположить на консолях рядом с мостом по обе стороны от него. На чертеже поперечного сечения эти два тоннеля напоминали уши, и в обиходе при обсуждении проекта этот вариант так и назвали - мост с ушами. Вариант оказался очень соблазнительным, и Главгосэкспертиза рекомендовала именно его для проработки в техническом проекте.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4211/gelionsk.8d/0_3beed_dd10120b_orig)
Действительно этот вариант был самым дешевым и позволял строить метро без закрытия движения по мосту, но когда проектировщики начали детально его прорабатывать, оказалось что все преимущества этого варианта сводятся на нет большой сложностью устройства пересечения с железной дорогой и строительством станции метро.
Несмотря на все усилия проектировщики не смогли предложить техническое решение, которое устраивало бы железнодорожников и было бы реализуемо на практике. Таким образом, после долгих обсуждений был принят вариант мостового перехода с устройством отдельно стоящего метромоста.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4314/gelionsk.8d/0_3beef_56b5ac46_orig)
Проект метромоста выполнялся специалистами Ленгипротрансмоста, имеющими опыт проектирования подобных мостов. "На планшетах, - вспоминает В.Я.Борисовский, - он смотрелся очень красиво: ажурная конструкция с большими оконными проемами. Когда же дошло дело до разработки чертежей пролетных строений, выяснилось, что эти оконные проемы настолько ослабят конструкцию, что мост сам себя не удержит. В результате от окон пришлось отказаться".
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4214/gelionsk.8d/0_3beee_51f6c229_orig)
12 января 1978 года Госстроем СССР был утвержден вариент отдельно стоящего метромоста, разработанный Ленгипротрансмостом (комплексный ГИП С.В.Цыганцов, ГИП русловой металлической части К.П.Виноградов).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4214/gelionsk.8d/0_3beee_51f6c229_orig)
Общая длина 2145 метров, из нее речная часть - 896 метров, выполнена в виде коробчатого нарезного двухпутного закрытого семипролетного строения весом 6200 т низколегированной стали.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4308/gelionsk.8d/0_3bef0_caf21b56_orig)
Подходные пойменные части метромоста были запроектированы в виде железобетонной эстакады с закрытой галереей из железобетонных панелей-оболочек, изготовленных по ударной технологии (так называемый "шок-бетон").
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4311/gelionsk.8d/0_3bef1_5ac17ffe_orig)
Оболочки не смогли изготовить Новосибирские заводы и Новосибметропроект перепроектировал их с применением предложенного московским Главтоннельметростроем дефицитнейшего в то время, профилированного стального настила цвета "морской волны")
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4214/gelionsk.8d/0_3bef2_e946b9d6_orig)
Изображение кликабельно
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/8/gelionsk.8d/0_3bef4_da57c0a3_orig)
Сначала было предложено отказаться вообще от галереи на эстакаде метромоста, но Новосибметропроект отверг этот "африканский вариант", доказав это Москве жесткими условиями эксплуатации таких сооружений в Сибири и невозможностью при открытых путях достичь расчетной интенсивности движения поездов с интервалом в 1,5 мин из-за увеличения в 3 раза длины тормозного пути на поверженных атмосферным осадкам открытых на рельсах
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/55/gelionsk.8d/0_3bef5_4dba168a_orig)
Много споров было по требованиям огнестойкости металлического руслового пролетного строения. Новосибметропроекту пришлось буквально "выбивать" в Госстрое СССР решение по этому вопросу, в результате чего в СНиП на проектирование метро появилась запись о непредъявлении требований по пределам огнестойкости к негорючим пролетным строениям метромостов.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4309/gelionsk.8d/0_3bef6_386d1606_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/7/gelionsk.8d/0_3bef7_859f4f16_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6/gelionsk.8d/0_3bef8_1dc29eb0_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4208/gelionsk.8d/0_3bef9_bad80e8f_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4311/gelionsk.8d/0_3befa_3cefe30c_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4314/gelionsk.8d/0_3befb_8c82d761_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4211/gelionsk.8d/0_3bf00_9d169999_orig)
Летом 1980 года на берегу Оби был вбит первый колышек с надписью: «Ось моста»
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/55/gelionsk.8d/0_3befc_fd9a2751_orig)
17 июня 1980 года первый участок мостостроительного отряда №38 начал подготовительные работы по сооружению моста.
На левом берегу построен прорабский домик, начата прокладка коммуникаций и строительство компрессорной станции.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2914/gelionsk.8d/0_3befd_aec1bf9b_orig)
Основные работы начались в августе 1980 года с сооружения русловых опор.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4311/gelionsk.8d/0_3befe_8805e95f_orig)
24 октября 1981 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4312/gelionsk.8d/0_3beff_f83784d5_orig)
Левый берег
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6/gelionsk.8d/0_3bf01_648ef0aa_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4313/gelionsk.8d/0_3bf02_67278f66_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4310/gelionsk.8d/0_3bf03_3100e805_orig)
Опоры выполнены из монолитного железобетона.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4312/gelionsk.8d/0_3bf04_40541c13_orig)
Строительство левобережный и правобережных опор метромоста.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4210/gelionsk.8d/0_3bf05_9022f7e0_orig)
Конец октября 1981 года.
Правобережная опора.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4308/gelionsk.8e/0_3bf0c_f7c9ecbe_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4307/gelionsk.8e/0_3bf0d_f302812a_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/8/gelionsk.8d/0_3bf06_229da655_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4212/gelionsk.8d/0_3bf07_16e5998e_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4312/gelionsk.8d/0_3bf08_a880d012_orig)
2 февраля 1982 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4314/gelionsk.8e/0_3bf09_74c875f9_orig)
Панорама сооружения опор.
Плавкран ПК-47. Плавкран РДК-25 на плашкоуте из понтонов.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9/gelionsk.8e/0_3bf0a_a2b7ad67_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6/gelionsk.8e/0_3bf0b_e9000a6f_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4213/gelionsk.8e/0_3bf0e_56ecc936_orig)
10 декабря 1982 года было завершено сооружение русловых опор метромоста.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4312/gelionsk.8e/0_3bf0f_6aea72c1_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4311/gelionsk.8e/0_3bf10_ec36463_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4311/gelionsk.8e/0_3bf11_14db95be_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4210/gelionsk.8e/0_3bf12_55f704a3_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4313/gelionsk.8e/0_3bf13_596cf7aa_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/7/gelionsk.8e/0_3bf14_ae0742e6_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4307/gelionsk.8e/0_3bf17_c806040_orig)
11 марта 1983 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4309/gelionsk.8e/0_3bf15_3aa9ae30_orig)
25 октября 1983 года.
32 пролета по 33 метра каждый.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4212/gelionsk.8e/0_3bf16_8855b047_orig)
Вид на портал тоннелей от станции "Студенческая"
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/55/gelionsk.8e/0_3bf18_adb11403_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9/gelionsk.8e/0_3bf19_6c679d57_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4314/gelionsk.8e/0_3bf1a_a3f7221f_orig)
Лето 1983 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/7/gelionsk.8e/0_3bf1c_eeb2bcab_orig)
3 марта 1983 года
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4308/gelionsk.8e/0_3bf1d_8860d5a7_orig)
11 марта 1983 года.
Пролеты 7 х 128 м
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4213/gelionsk.8e/0_3bf1e_974233db_orig)
12 марта 1983 года.
Монтажники приступили к сборке металлического пролетного строения.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4212/gelionsk.8e/0_3bf1f_d90034ba_orig)
Сборка первого пролетного строения метромоста
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4212/gelionsk.8e/0_3bf20_17f1712c_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/7/gelionsk.8e/0_3bf21_2bee59a9_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4310/gelionsk.8e/0_3bf22_2e27e14e_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6/gelionsk.8e/0_3bf23_ef44a41a_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4214/gelionsk.8e/0_3bf24_600b65da_orig)
25 октября 1983 года.
Видно как прогнулся аванбек (направляющая ферма).
Только что возведена металлическая опора для ликвидации ситуации.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4307/gelionsk.8e/0_3bf27_fd6706cb_orig)
Рассказывает начальник МУП управления заказчика по строительству подземных транспортных сооружений Н.Б.Хван: "...в этот вечер, казалось ничто не предвещало осложнений. Я и начальник участка мостотряда №38 Владимир Яковлевич Игнатьев которали время за беседой, усталые, но в общем довольные еще одним днем, который приближал нас к нашей цели - пуску метро, когда по радиосвязи пришел тревожный сигнал: "клюнул" передний конец стального пролетного строения. Нас как ветром сдуло. На машину - и на мост. казалось, оборвался один из тросов, с помощью которого передвигалась конструкция. Представьте многотонную громаду, клюющую "носом"... Сейчас не принято говорить о героизме, самоотверженности людей труда, но то что в кратчайшие сроки сделали мостостроители, вернув все в рабочее состояние, я могу назвать только подвигом"
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4211/gelionsk.8e/0_3bf28_8ad59349_orig)
По одной из версий, причиной этому событию являлось то, что аванбек был изготовлен из материала не соответствующим проекту.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9/gelionsk.8e/0_3bf25_2667bfa3_orig)
В середине видны гидродомкраты для надвижки пролетного строения
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4209/gelionsk.8e/0_3bf26_7eb5a3a8_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4308/gelionsk.8e/0_3bf29_a8aba7fb_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2914/gelionsk.8e/0_3bf2a_ababfa53_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4312/gelionsk.8e/0_3bf2b_2c43a75a_orig)
Монтаж главных балок краном М-45. Страповка
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9/gelionsk.8e/0_3bf2c_2f705376_orig)
5 июня 1984 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6/gelionsk.8f/0_3bf54_b03a8004_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4314/gelionsk.8e/0_3bf2d_4c580327_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4207/gelionsk.8e/0_3bf2e_f020280d_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4309/gelionsk.8e/0_3bf2f_83dc8e93_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4309/gelionsk.8e/0_3bf30_89086384_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4212/gelionsk.8e/0_3bf31_79dc14c9_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4309/gelionsk.8e/0_3bf32_93ef118c_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/8/gelionsk.8e/0_3bf33_43354b1b_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4207/gelionsk.8e/0_3bf35_51435417_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4314/gelionsk.8e/0_3bf36_a278b036_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4208/gelionsk.8e/0_3bf37_4e18af4_orig)
24 августа 1984 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/7/gelionsk.8e/0_3bf38_31a92f8c_orig)
Автор проекта С.В.Виноградов.
Накаточные каретки
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4314/gelionsk.8e/0_3bf39_5239732d_orig)
Захват верхней ортотропной плиты кантователем.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4213/gelionsk.8e/0_3bf3a_4cfa70ad_orig)
Монтаж верхней плиты.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4308/gelionsk.8e/0_3bf3b_ba2a2a08_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4307/gelionsk.8f/0_3bf3d_161f9da8_orig)
30 августа 1984 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4209/gelionsk.8f/0_3bf3e_792a9abe_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4212/gelionsk.8f/0_3bf3f_85ad6bee_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4213/gelionsk.8f/0_3bf41_7722bbf8_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4209/gelionsk.8f/0_3bf42_ee24b2be_orig)
Последний пролет
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4308/gelionsk.8f/0_3bf43_a27fd94c_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4214/gelionsk.8f/0_3bf44_5d600c4e_orig)
31 января 1985 года комплексные бригады монтажников мостоотряда №38 завершили надвижку металлического пролетного строения метромоста.
"Коробка" весок 6200 тонн была установлена с ювелирной точностью.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4214/gelionsk.8f/0_3bf45_b5309f5b_orig)
Строительство станции "Спортивная"
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4213/gelionsk.8f/0_3bf46_e3d5b443_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4210/gelionsk.8f/0_3bf47_72b5b07d_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4309/gelionsk.8f/0_3bf48_59ef0491_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4314/gelionsk.8f/0_3bf49_87abdf55_orig)
Фрагмент эстакады у портала
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2914/gelionsk.8f/0_3bf4a_81de78d7_orig)
15 марта 1985 года бригада треста "Сибстальконструкция" приступила к монтажу металлоконструкций галереи метромоста
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4310/gelionsk.8f/0_3bf4b_ac0c8b64_orig)
Несущий каркас галереи эстакады выполнен из стальных рам, ограждающие конструкции из металлического профилированного настила с остеклением.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4213/gelionsk.8f/0_3bf4c_b00b7bc0_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4311/gelionsk.8f/0_3bf4d_17f43446_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6/gelionsk.8f/0_3bf4e_11bf9436_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4214/gelionsk.8f/0_3bf4f_5840e57b_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4311/gelionsk.8f/0_3bf50_b45c644e_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/55/gelionsk.8f/0_3bf51_d2c36820_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6/gelionsk.8f/0_3bf52_46bb787f_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4212/gelionsk.8f/0_3bf55_4a04347a_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6/gelionsk.8f/0_3bf56_af32777_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/8/gelionsk.8f/0_3bf57_eb48a0d7_orig)
Правобережная эстакада моста над улицей Большевистской перекрывалась пролетным строением длиной 33 метра, это решение соответствовало утвержденному техническому проекту и с точки зрения законодательства о капитальном строительстве было безукоризненно.
Однако для его реализации необходимо для соблюдения подмостового габарита выполнить срезку проезжей части улицы Большевистская на 0,7 м под мостом, перестроить все коммуникации, уложенные под дорогой и тротуарами, каким-то образом организовать водоотвод из образовавшейся ямы.
Было найдено решение - разбить пролет 33 метра на две равновеликих, установить дополнительную опору на разделительной полосе проезжей части дороги, запроектировать пролетные строения индивидуальной конструкции с пониженной строительной высотой (Автор предложения В.Д.Шапошников).
Таким образом улица Большевистская была сохранена в её изначальном виде.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4314/gelionsk.8f/0_3bf58_5d48ab0a_orig)
19 октября 1985 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4213/gelionsk.8f/0_3bf59_e0b36a9e_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4314/gelionsk.8f/0_3bf5a_17549d0_orig)
22 октября 1985 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4310/gelionsk.8f/0_3bf5b_d4e0ed08_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4211/gelionsk.8f/0_3bf5f_8dd10930_orig)
Интерьер транспортной галереи
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4208/gelionsk.8f/0_3bf5c_c06e7064_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4214/gelionsk.8f/0_3bf5d_70de1744_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4213/gelionsk.8f/0_3bf5e_fad562bc_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4207/gelionsk.8f/0_3bf60_23ccc97c_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4211/gelionsk.8f/0_3bf61_dddce952_orig)
Ночью 19 декабря 1985 года метромост был испытан под нагрузкой.
Для этого были отправлены четыре груженых состава. В каждом - пять вагонов весом по 32 тонны. (В каждый вагон загрузили по 640 мешков с песком. Вес мешка – 50 кг.). Общий вес нагрузки 1300 тонн.
Два состава прошли до станции "Студенческая", два остановились на "Речном вокзале". К полудню подготовка к испытанию моста была завершена, все четыре состава вошли в его металлическую коробку.
Вывод комиссии: мост построен надежно, работает хорошо, легко справляется с рекордным весом.
Это уникальное сооружение, не имеющее аналогов в мире.
За предоставленный материал благодарю:
- Музей Новосибирского метрополитена (В частности Л.Г.Рябкову);
- "Новосибметропроект";
- старшего инженера по противопожарной профилактике Новосибирского метрополитена - С.А.Чупахина;
-
Дмитрия Аксенова;
-
Константина Ощепкова;
-
ОАО "Трансмост"
Навигация по Новосибирскому метрополитену:
История Новосибирского метрополитена (1979-1992):
Карта съемок
Поиск по сайту